Волжская Булгария в XI-XV веках. Укрепление общественного и государственного строя
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Волжская Булгария в XI-XV веках. Укрепление общественного и государственного строя

На юге Восточной Европы кыпчаки оставили богатое культурное наследие в виде курганов — погребений, в которых вместе с умершим воином погребался его конь. Учеными определены как специфически кыпчакские памятники многие каменные изваяния из общей серии так называемых "каменных баб", характерных для тюркских народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В данном случае речь идет о женских и мужских фигурах; высеченных из камня в районе Волги — Дона — Днепра, отнесенных известным европейским путешественником В. Рубруквисом к кыпчакским. Эти каменные статуи, выполненные в XI—XII вв., когда здесь жили кыпчаки, ставились на могилах и имели высоту 1,5—3,5 м. В. Рубруквис оставил и другие сведения о кыпчаках.

С точки зрения веры, кыпчаки стояли на уровне перехода от язычества к мировой религии. В Западном Кыпчакстане наряду с исламом, пришедшим сюда через Кавказ (Азербайджан, Дагестан), известное распространение имело христианство несторианского толка, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, впоследствии обвиненным в ереси. Несторианство, в отличие от официального христианства, признававшего "троицу", придерживалось догмата о том, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал мессией (сыном Божьим). Это толкование было ближе к распространенному среди тюркских народов представлению о едином боге на небе — "Бер Тангри". К тому же несторианские миссионеры разъясняли учение Иисуса Христа на понятном народу тюркском языке. Д. Исхаков полагает, что, возможно, христианство исповедовали вначале тюркизированные греки греческих колоний Причерноморья и Приазовья, которых называли тогда "орым" (урум).

Волжская Булгария имела постоянные торгово-экономические связи и с азиатскими кыпчаками, имевшими свое государственное образование в восточном Приаралье и низовьях Сырдарьи со столицей в городе Сыгнак — важном торговом центре своего времени. Указанные торговые, экономические, культурные связи Волжской Булгарии с Кыпчакстаном (западным и восточным) положили начало новому уровню языкового и культурного сближения кыпчаков и поволжских булгар. Особенно это относится к языку татар-мишарей, географически ближе расположенных к кыпчакам. Р. Г. Мухамедова отмечает, что кыпчаки участвовали в формировании булгарской народности. О степени близости этих двух языков — древне-татарского языка Волжской Булгарии и кыпчакского языка можно судить по "Словарю тюркских наречий" ("Деване лугат ат тюрк") известного филолога XI в. Махмуда Кашгари (1072—1074), а также по "Тюркско-арабскому словарю", составленному в 1245 г. в Египте и опубликованному в 1844 г. голландским ученым М.Т. Хоутсма, и другим исследованиям. Язык кыпчаков изучался и западноевропейскими учеными. Х.Ш. Махмутов отмечает, что наибольшую ценность в этом отношении имеет памятник XIII в. "Кодекс Куманикус" (1303), включавший 46 загадок, известных в тюркологии под названием куманских. Он обнаружил там около 20 близких параллелей с современными татарскими загадками.

Дальние связи. Внешние связи Волжской Булгарии в XI—XII вв. не ограничивались перечисленными странами. Продолжались и укреплялись ее связи с более дальними странами Европы и Азии. О Волжской Булгарии знали в Центральной Европе, о чем свидетельствуют соответствующие записи в Ауклинской летописи (по названию перевала на Карпатах) XII в. В 1997 г. на территории Казанского Кремля найдена чешская монета, датированная X в. и подтвержденная учеными Пражского университета, что свидетельствует о связях двух стран. В археологических материалах имеются предметы западноевропейского экспорта, в частности мечи, изготовленные в оружейных мастерских Среднего Рейна.

Развивались связи Волжской Булгарии с государством караханидов, существовавшим в X—XII вв. на территории южного Казахстана и северного Узбекистана со столицей в городе Тараз (Талас) на реке Талас. К Волжской Булгарии с юго-востока примыкало государство турков-огузов (западный Казахстан). Правитель этой страны носил титул "йабгу". Ибн Фадлан описывает свое пребывание по пути в Булгар в крепости Баб ат Тюрк, расположенной на плато Устюрт ("врата страны тюрков-огузов"). Он отметил, что булгарский правитель Алмас хан был зятем военачальника этой страны Этрэка, сына Катагана. В X—XII вв. продолжались связи Волжской Булгарии с Бухарой, где правила тюркская династия Газневидов, основанная Алп-Тегином (962).

Страницы: 1 2 3 4 5 

Образование Татарской автономной советской социалистической республики
Социалистическая ориентация. После долгих лет жизни в срста-ве Российской империи в положении "туземцев", "инородцев", а затем "нацменьшинств" в 1920 г. татарский народ получил реальную возможность начать собирать свою, расчлененную между русскими губерниями, национальную территорию. В истории татарского на ...

Деятельность
Никита Демидов встретился с царем Петром I, и эта встреча изменила его жизнь. По поводу этой встречи существует несколько легенд. По одной из них Никита стал известен царю тем, что починил сподвижнику Петра, барону Шафирову, его немецкий пистолет, да еще и изготовил точную его копию. По другой – Никита Демидов был единственным из тульск ...

Ямбург в 1917-1920 г.
Точных данных о том, сколько большевистских организаций существовало в Ямбургском уезде в 1917 году неизвестно. Известно лишь, что наиболее многочисленной и сплоченной организацией к началу февральской революции была Нарвская.(16 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров дал согласие на выделение Нарвы из состава Ямбургского земства прис ...