Введение
Страница 2

Зна­ние бо­го­сло­вов.

Зна­ние, не опи­раю­щее­ся на ощу­ще­ние и опыт, не мо­жет пре­тен­до­вать на ка­кую-ли­бо дос­то­вер­ность, а дос­то­вер­ность есть глав­ней­ший при­знак ис­тин­ной нау­ки. Тео­ло­гия не име­ет под­лин­ной опо­ры в опы­те и по­то­му не мо­жет пре­тен­до­вать на об­ла­да­ние ис­ти­ной.

Дру­гой, по Ле­о­нар­до, при­знак не­ис­тин­ной нау­ки – раз­но­го­ло­си­ца мне­ний, оби­лие спо­ров.

По­зи­ция Ле­о­нар­до есть, в сущ­но­сти, от­ри­ца­ние тео­ло­гии. Зна­ние, ос­но­ван­ное на от­кро­ве­нии, на «наи­тии», на Свя­щен­ном пи­са­нии – не­дос­то­вер­но и по­то­му не мо­жет при­ни­мать­ся во вни­ма­ние; дав свое на­ту­ра­ли­сти­че­ское объ­яс­не­ние при­ро­ды че­ло­ве­че­ской ду­ши, Ле­о­нар­до пре­неб­ре­жи­тель­но от­зы­ва­ет­ся о тео­ло­ги­че­ской трак­тов­ке «брать­ев и от­цов» – мо­на­хов и свя­щен­ни­ков.

К зна­нию по наи­тию Ле­о­нар­до при­рав­ни­ва­ет и лож­ные по­строе­ния, ос­но­ван­ные на том, что име­ну­ет «сно­ви­де­ния­ми». Лож­ны­ми нау­ка­ми, про­ти­во­ре­ча­щи­ми опы­ту и не под­твер­жден­ны­ми дос­то­вер­ны­ми до­во­да­ми и до­ка­за­тель­ст­ва­ми, Ле­о­нар­до счи­тал «про­ри­ца­тель­ную» ас­т­ро­ло­гию (от ко­то­рой он от­ли­чал в сво­их за­пи­сях «на­блю­да­тель­ную» ас­т­ро­ло­гию), ал­хи­мию (опять же вы­де­ляя в ней прак­ти­че­ски не­ос­по­ри­мую часть, свя­зан­ную с опы­та­ми по по­лу­че­нию со­еди­не­ний при­род­ных эле­мен­тов), по­пыт­ки соз­да­ния веч­но­го дви­га­те­ля и осо­бен­но некромантию, и раз­лич­ные ви­ды кол­дов­ст­ва, опи­раю­щие­ся на ис­поль­зо­ва­ние «ду­хов». Ле­о­нар­до не толь­ко оп­ро­вер­гал ос­но­ва­ния прак­ти­ки “нек­ро­ман­тов” и дру­гих кол­ду­нов и ма­гов, но и под­ры­вал ве­ру в чу­де­са и ве­дов­ст­во.

Ос­но­ван­ное на ощу­ще­ни­ях, и пре­ж­де все­го на зре­нии, по­зна­ние ми­ра – един­ст­вен­ное дос­туп­ное че­ло­ве­ку зна­ние – про­ти­во­сто­ит мис­ти­че­ско­му по­сти­же­нию бо­же­ст­ва. Ле­о­нар­до ос­па­ри­ва­ет мне­ние тех, кто счи­та­ет, что «зре­ние ме­ша­ет со­сре­до­то­чен­но­му и тон­ко­му ду­хов­но­му по­зна­нию, ко­то­рое от­кры­ва­ет дос­туп к нау­кам бо­же­ст­вен­ным»; на­про­тив, под­чер­ки­ва­ет он, имен­но глаз, «как по­ве­ли­тель чувств, вы­пол­ня­ет свой долг, ко­гда соз­да­ет по­ме­ху для пу­та­ных и лжи­вых рас­су­ж­де­ний».

Дру­гой по­ме­хой к ис­тин­но­му зна­нию яв­ля­ет­ся власть тра­ди­ции, книж­ной уче­но­сти, пре­неб­ре­гаю­щей не­по­сред­ст­вен­ным на­блю­де­ни­ем и опы­том.

Об­ра­ще­ние к опы­ту как ис­точ­ни­ку по­зна­ния – не дек­ла­ра­ция. Ско­рее на­про­тив – оно яв­ля­ет­ся вы­во­дом по­сто­ян­ной и по­все­днев­ной прак­ти­ки Ле­о­нар­до – на­блю­да­те­ля, ху­дож­ни­ка, экс­пе­ри­мен­та­то­ра, ме­ха­ни­ка, изо­бре­та­те­ля. Са­мо мно­го­об­ра­зие его на­уч­ных ин­те­ре­сов, од­но­вре­мен­ное изу­че­ние мно­же­ст­ва раз­но­об­раз­ных яв­ле­ний при­ро­ды по­ро­ж­де­ны стрем­ле­ни­ем са­мо­стоя­тель­но про­ве­рить все на­уч­ные ис­ти­ны, по­знать ис­тин­ный об­лик ве­щей, про­ник­нуть в их под­лин­ную при­ро­ду.

В сво­их за­пи­сях и ри­сун­ках Ле­о­нар­до по­сто­ян­но воз­вра­ща­ет­ся к уже сде­лан­ным на­блю­де­ни­ям и опы­там. Ри­сун­ки иг­ра­ют осо­бую роль в его на­уч­ных изы­ска­ни­ях.

Страницы: 1 2 

НЭП в сельском хозяйстве, промышленности и финансах.
Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свобо ...

Биография и личность. Детство
Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, появился на свет в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят . Через 3 года после рождения сына Василий III умер и в качестве регентши страной стала править мать Ивана - Великая княгиня Елена Васильевна Глинская. В 1538 году и она скончалась, отравленная, как принято считать, ...

Взаимодействие цивилизаций
Тойнби глубоко и обстоятельно исследует проблему взаимодействия цивилизаций. С его точки зрения, между цивилизационными системами никогда не было гармонии и равноправного сотрудничества. Вся история человеческого рода, считает он, была историей борьбы цивилизаций, где каждый раз побеждала цивилизация, находящаяся на более высоком уровне ...