Транспортными средствами служили телега (арба) — летом, сани (чана) — зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для праздничных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выездов верхом на лошади имелась искусно исполненные и красиво орнаментированные седла с высокой лукой.
Имущественные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обеспечивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравственных нормах адата: хэлэл — дозволено, хэрэм — недозволено, гунах — осуждаемо. В соблюдении этих норм огромной была роль общественного мнения. В рамках "хэлэл" более свободными, чем в других странах ислама, были отношения между мужчинами и женщинами.
Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Булгарии в XI—XIII вв. стало формирование общей духовной культуры. Общая духовная культура, наряду с общим языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важным фактором сплочения булгарского общества.
Очень высоко ценились знания. Школьное образование было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одновременно являлся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов — остабикэ (учительница). Они обучали девочек своей махаллы. При соборных мечетях были открыты медресе — учебные заведения более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке тюрки — древне-татарском языке, являвшемся государственным языком. Письменность была основана на арабской графике. Многие ученые утверждают, что булгары названы так благодаря их высокой культуре. По мнению болгарского ученого Хрис-то Тодорова (1981), слово "булгар" происходит от древнетюркского "ба-лыг" — город, и "ар" — человек, что означает житель города, оседлый, горожанин. Абу Хамид ал Гарнати, дважды посетивший Волжскую Булгарию в 1131 и 1153 гг., писал: "А смысл слова "булгар" — ученый и человек" (ученый человек). В.М. Флоринский (1894) заметил, что имя булгар — "человек, достигший богатства, богатый, созидающий благо, богач, соответственно слову боляр — большой человек, аристократ — боярин". А.Л. Шлёцер (1735—1809), немецкий историк, служивший в России и имеющий труды по русскому летописанию, отмечал, что древние; булгары составляли сильный народ, живший на Волге.
В Волжской Булгарии сформировался, значительный слой духовно-просветительской, образовательной, научной и художественной интеллигенции. После получения образования в местных медресе многие молодые люди продолжали учебу в медресе Хорезма, Бухары, Нишапура (северо-восточный Иран), Сирии (Шам), Египта. Зная арабский и персидский языки, они глубоко изучали исламскую теологию и были хорошо знакомы с научными трудами многих ученых своего времени. Одним из таких авторитетов был тогда Абу Хамид ал Газали (1058—1111) — теолог, философ из города Туса (Хорасан), творивший в Нишапуре). В своих трудах Газали стремился к компромиссу между теологией и естественными науками, писал о нейтральности логики, математики и большей части физики по отношению к содержанию религиозных догматов, о нужности этих дисциплин для всех мусульман. Шакирдам (студентам) были знакомы труды и другого арабского ученого из Андалузии (Испания) Ибн Рушда (1126—1198), проповедовавшего идеи Аристотеля. Известны были шакирдам энциклопедичес- 1 кие словари арабского ученого Якута ал Хамави (1178/80—1229) I (биографический — свыше 1000 слов, географический "Могнэмэл бил-дан" — словарь стран — около 16 000 слов).
Гербъ рода Лермантовыхъ
В щите, имеющем золотое ноле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом - черный цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной. Намет на щите золотой, подложенный красным. Внизу щита девиз на латинском языке. ...
Поворот к национальному возрождению
Ветры просвещения. Знаменем мирового прогресса в XVIII— XIX вв. становится новый цивилизационный феномен, вошедший в историю под емким названием "Просвещение". Эпоха Просвещения стартовала в Западной Европе. Наиболее видными ее представителями были: в Великобритании — Дж. Локк, во Франции — Волй-тер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, в Ге ...
Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII веке
Главными направлениями борьбы Руси в XIII веке было южное
(татары) и западное(немецкие рыцарские ордена и Швеция). ...