Политика Российской империи в Казахстане: начало колонизации Прииртышья в XVIII веке. Активизация царской колонизаторской политики в регионе
Страница 2

История » История создания Иртышской военной линии » Политика Российской империи в Казахстане: начало колонизации Прииртышья в XVIII веке. Активизация царской колонизаторской политики в регионе

Джунгары для сибирских русских были беспокойными соседями, часто нападали на их поселения, угоняли скот, сжигали посевы хлебов, запасы сена и целые деревни. Они собирали дань с барабинских татар, подданных России. Владения джунгар, помимо Западной Монголии, простирались по обеим сторонам Иртыша от Зайсана до широт нынешней Транссибирской магистрали между Новосибирском и Петропавловском, а на западе доходили до окрестностей Балхаша. Джунгарское ханство было могущественным, имело многочисленную конную армию, много лет не без успеха воевало с соседней Китайской империей. В 1681-1684 гг. джунгары изгнали из Южного Казахстана казахов Старшего жуза, превратив их земли в свои кочевья, продолжив в 1711-1714 гг. опустошительные набеги в пределы Среднего и Младшего жузов. Казахи запросили у Петра I помощи в войне с джунгарами.

Дерзким до авантюризма был проект губернатора Гагарина. Предложенная им к строительству вдоль Иртыша линия крепостей рассекала надвое джунгарские владения, с чем их владельцы, естественно, не могли смириться. Царь Петр одобрил проект. 22 мая 1714 г. он подписал указ "О походе в Калмыцкую землю" (казахи называли джунгар калмаками, а Петр очень хотел сделать казахов своими добровольными подданными). Начальником военной экспедиции по Иртышу для овладения Яркендом был назначен подполковник И. Бухгольц. [5, 45]

В июле 1715 г. экспедиция Бухгольца отплыла из Тобольска вверх по Иртышу на 32 плотах и 27 больших лодках-каюках. В ее составе было два полка пехоты с артиллерией и полк драгун (всего 2932 чел.). В городе Тара к ней присоединились 15 сотен казаков. Они двигались по берегам, прикрывая речной караван от нападения джунгар. К октябрю экспедиция достигла района Ямышевского озера и высадилась, чтобы перезимовать здесь, а весной двинуться дальше, до Яркенда. В двух верстах от берега, у ручья Пресный, Бухгольц заложил крепость, построил вокруг нее острог. Началась зимовка, вначале спокойная.

9 февраля 1716 г. 10-тысячное войско джунгар окружило крепость и начало штурм. Им удалось ворваться в крепость, но защищающиеся выбили их из нее, правда, с большими для себя потерями. Последовала тяжелая осада с голодом, болезнями, большой смертностью личного состава гарнизона. Помощь из Тары и Тобольска получить не удалось. Подкрепление, посланное князем Гагариным, было перехвачено джунгарами. К весне в гарнизоне крепости осталось всего около 700 человек. Бухгольц сообщил предводителю джунгар Цэрен-Додону, что выполнит его требование - разрушит крепость и отступит в пределы России. Цэрен-Додон снял осаду. 28 апреля Бухгольц с оставшимися у него людьми отплыл на плотах вниз по реке в Тобольск. У устья речки Омь он остановился и построил первую в проекте Иртышской линии Омскую крепость. [6, 41]

Неудача экспедиции Бухгольца не остановила Петра I. Новая просьба казахского хана Тауке вступить с ним в военный союз против джунгар утвердила его решимость продолжить строительство Иртышской линии. Последовали новые экспедиции: в 1717 г. - И. Ступина и П. Свирского, в 1718 г. - В. Чередова, в 1719 г. - И. Лихарева, в 1720 г. - вновь И. Ступина. Были построены и укреплены артиллерией крепости Железинская, Ямышевская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская, форпосты Ачаирский, Черлакский, Чернорецкий, Коряковский, Семиярский, Долонский и Ульбинский. В последующие годы были сооружены форпосты Телецкий, Шульбинский и Пьяногорский, редуты Пятырыжский, Осьморыжский, Бобровский, Известковый, Черемушкинский, Белокаменский, Глуховский, Озерный. Было устроено много "защит", маяков и пикетов. Иртышская линия закрыла пути агрессии джунгар на казахские степи с востока, стала плацдармом вытеснения их из Прииртышья. [7, 35]

Так Россия осуществила военную колонизацию реки Иртыш и ее берегов на протяжении 960 верст десятками гарнизонов прочных военных укреплений.

Гарнизоны крепостей в первые годы состояли из солдат и офицеров регулярной армии, пополнялись казаками сибирских городов Тобольска, Тары, Тюмени, казаками с Дона, Волги и Урала. Отслужив год, казаки могли возвращаться домой, а при желании служить дальше. Позже стали приезжать сюда на службу семьями. Рядом с крепостями возникли казачьи станицы.

Гарнизоны нужно было обеспечивать продовольствием. Его завоз из российских губерний был труден и дорог. Обезлюдело Прииртышье после изгнания из него джунгар. Местного хлебопашества не было, попытка ввести казенное силами гарнизонов оказалась неудачной. Не мог служивый (солдат или казак) одновременно и служить, и хлеб выращивать. Требовалось казачество, подобное донскому или уральскому, многосемейное, чтобы было кому служить, а кому и землю пахать. Создали. Отнюдь не добровольным переселением, но с наделением за принудительность большими (до 30 десятин на мужскую душу) наделами лучших земель и угодий под сенокосы и пастбища. В привилегированное казачье сословие зачислялись отставные солдаты с семьями, сосланные в Прииртышье польские и запорожские повстанцы, беглые российские крестьяне. Так множилось казачье войско. [8, 35]

Страницы: 1 2 3

Первая пятилетка
В декабре 1927г. XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана. В этом документе, не содержавшем конкретных плановых действий, формулировались принципы планирования, базировавшиеся на строгом соблюдении пропорций между накоплением и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, тяжёлой и лёгкой промышл ...

Деятельность
Никита Демидов встретился с царем Петром I, и эта встреча изменила его жизнь. По поводу этой встречи существует несколько легенд. По одной из них Никита стал известен царю тем, что починил сподвижнику Петра, барону Шафирову, его немецкий пистолет, да еще и изготовил точную его копию. По другой – Никита Демидов был единственным из тульск ...

Жители города, их занятия и благосостояние
Идея строительства в губернском городе Смоленске железной дороги (именно так официально именовался в то время трамвай) появилась еще в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве (в 1892 году) и Нижнем Новгороде (в 1896 году). 26 марта 1898 года Постановлением Смоленской городской Думы строительство электрической ста ...