Бумажные деньги
Страница 1

Общее наименование бумажных денежных знаков “банкноты”. С XIX века банкноты делятся на три категории: “классические”, “кредитные” и “обычные”; первоначально обмену на золото подлежали только классические банкноты (за что они получили обиходное название “разменные банкноты”). Однако золотомонетную систему “взорвали” кредитные банкноты, превратившиеся в классические бумажные деньги. Поэтому становление бумажных денег мы рассмотрим на примере кредитных банкнот.

Банкноты - результат развития платежного оборота, отражавшего, в свою очередь, рост объема товарного производства. В тех случаях, когда производитель соглашался продать свой товар не за наличные деньги, а в кредит (долг), он получал от покупателя “вексель”, долговое обязательство, в виде расписки, в которой покупатель указывал сумму долга и срок ее выплаты. Часто обязательства складывались таким образом, что производитель нуждался в деньгах раньше, чем наступал обусловленный векселем срок его выплаты. Тогда он уже сам предлагал имеющийся у него вексель в качестве оплаты за свои покупки.

В результате надежные векселя начинали обращаться в качестве “незаконных”, как бы доверительных, средств платежа (наряду с наличными деньгами, которыми в те времена были только полноценные монеты), выступая в качестве особых - “кредитных” (или “торговых”) денег.

Поскольку свободные наличные деньги водились в основном у банкиров, то именно им в первую очередь предлагались векселя в обмен на наличные деньги. Так в банках скапливалось значительное число векселей коммерсантов. И тогда банкиров посетила счастливая мысль - а что, если под будущие деньги надежных векселей давать не наличные деньги, а самим выпускать векселя (они получили название - “банковские билеты”)?

Надо сказать, что обмен коммерческого векселя даже на банковский вексель (“банковский билет”) считался удачной операцией, поскольку коммерческий вексель могли и не принять в уплату, а банковские билеты славились своей надежностью (мы сейчас не останавливаемся на выгоде банкира, принимавшего коммерческий вексель, ибо, понятное дело, он выписывал ответный банковский билет на значительно меньшую сумму, - на этом построен, например, современный факторинг).

Банковские билеты выпускались банкирами и раньше, но те билеты были обеспечены золотом (“классические банкноты”), теперь же появляется новый вид банковских билетов - банковские векселя, которые сами имеют лишь вексельное, долговое, кредитное обеспечение. Однако для владельцев банковских билетов, к которым они попадали причудливым образом, это не имело значения, т.е. чем был обеспечен данный банковский билет на момент его выпуска – золотом или коммерческим векселем, - в условиях золотого стандарта любой банковский билет в любой момент мог быть обменен на золото (векселя, выпускаемые банками, в отличие от частных векселей, входили в систему золотомонетной денежной системы). Это, кстати, сдерживало чрезмерный выпуск кредитных банкнот, поскольку излишние для обращения банковские билеты возвращались в банки для обмена на золото. Вот откуда поражающая нас сегодня устойчивость банкнотного обращения на протяжении всего XIX века, вызывающая у части экономистов тоску по золотому стандарту.

Банкноты все больше начинают обращаться как наличные общепринятые деньги. К концу XIX века они становятся главным, а с 1914 года - и единственным видом денежных знаков. Но чем обширнее становилась сфера обращения банковских билетов, тем меньше становился размер их золотого обеспечения. В связи с этим во II-й половине XIX века среди экономистов и государственных деятелей шли бесконечные споры о допустимости эмиссии банковских билетов при условии их частичного золотого обеспечения, иными словами, - каково должно быть соотношение “золотого” и “кредитного” обеспечения всей массы банковских билетов?

Страницы: 1 2

Военная реформа
Петру Великому иногда приписывается устройство в России регулярного войска. Однако уже во время царствования Михаила Федоровича в Москве стали заводить регулярные полки иноземного строя. Тем не менее военная реформа Петра очень важна. Петр постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки сразу после стрелецкого р ...

Жители города, их занятия и благосостояние
Идея строительства в губернском городе Смоленске железной дороги (именно так официально именовался в то время трамвай) появилась еще в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве (в 1892 году) и Нижнем Новгороде (в 1896 году). 26 марта 1898 года Постановлением Смоленской городской Думы строительство электрической ста ...

Национальная арх.реформа в США в первой пол. 20 века
Национальный Архив и сеть госархивов – создание к 1935, предпосылки – 10 вопрос. Образованный в 1934 г., национальный архив изначально принимал источники не только по истории национальной экономики, поступавшие в основном из государственных правительственных учреждений, но и по истории фирм частного сектора. Политика национального архи ...