Весной 1556 г. в Татарстане поднялось народное восстание против завоевателей. Это было кульминацией войны за независимость. Однако силы оказались далеко не равными. К тому же Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами. Накопленными за последние четыре года военными силами она потопила в крови народное восстание. В этих боях был разгромлен и марийский отряд Мамыш Берде. Сам он, названный М.Г. Худяковым "вождем борьбы за независимость", был пленен, отправлен в Москву и там казнен. Русские войска осадили крепость Чалым и, используя, как в Казани, подкоп и взрыв стены, взяли ее. С этого времени борьба татарского народа за независимость пошла на убыль, но сопротивление продолжалось, приняв новые формы.
Сопротивление русской военной администрации. Еще будучи в Казани, Иван Грозный отдал распоряжение создать повсеместно в стране русскую администрацию, распустив татарско-исламскую. Это относилось и к землям мордвы, удмуртов, которые были в составе Казанского государства и имели свою администрацию. Русская администрация оказалась военной. Во главе администрации становились воеводы. К работе в администрации в качестве переводчиков привлекались татары из числа присягнувших царю.
Так к разорению военными действиями добавилось многолетнее оккупационное разорение. Сильно пострадала Казань. Вход в город местному населению был запрещен. В писцовой книге сохранились записи о том, что ханский дворец и стоявшая рядом мечеть были превращены в склад оружия. В другой мечети был устроен склад пороха, а в "Мура-леевой палате" (это богатый двор князя Нурали Ширин с мечетью) помещался склад колес и изломанных пушек. Вокруг Казани была установлена 50-километровая зона запрета для проживания татар. Казань лишилась своей самобытной архитектуры. Исчезли татарские деревни по обоим берегам Волги, Камы, Вятки, в окрестностях больших дорог. Население, сгоняемое со своих очагов, было вынуждено искать убежище в глубинных районах и бедствовало. Был нарушен привычный торгово-ремесленный стиль жизни населения. В условиях хозяйственной разрухи тяжелым бременем для населения оказался ясак.
Запустение коснулось и других городов, включая Булгар, Биляр. Многие татарские архитектурные памятники были разрушены и здесь. Разрушение татарских памятников продолжалось и позже. Историки свидетельствуют, например, что остатки ханского дворцасв Казани в XVIII веке были включены в состав построенного тогда комендантского дома. В 40-х гг. XIX в. были снесены и эти остатки дворца, чтобы на этом месте построить губернаторский дворец. Да и современные кремлевские стены были поставлены на фундаменте старых, достаточно прочных стен, выдержавших многочисленные нападения врагов.
Вскоре после падения Казани к материальным бедам прибавились духовные, которые принес в страну вслед за царем митрополит Мака-рий. В 1555 г. в Казани была учреждена кафедра архиепископа, в обязанности которой входило крещение местного населения. СМ. Соловьев оценивал этот акт как завершение покорения Казани. Вместе с архиепископом в Казань прибыли православные миссионеры.
Углубилась пропасть непонимания и ненависти между населением и военной администрацией. М.П. Покровский отмечал, что русские гарнизоны 6 лет после падения Казани были "в осаде" местного населения. В ответ на кровь и смерть, принесенные агрессией, на разорение, нищету и христианизацию, на жестокое подавление религиозных чувств и национального достоинства народ Татарстана еще долго сопротивлялся оккупантам и после 1556 г. Сопротивление это было часто локальным; но временами перерастало в общенародные волнения.
В источниках сообщается о широком народном выступлении в Татарстане в 1572 г., когда крымские войска предприняли поход против Москвы. В правобережном Татарстане татарские и марийские повстанческие отряды, преследуя русские воинские части, дали им бой в районе Камского устья, убив 87 человек. В левобережном Татарстане действовали татарские, удмуртские и башкортские повстанческие отряды. Москва была вынуждена послать в помощь оккупационным войскам большой военный отряд во главе с воеводой Н.Р. Одоевским. Таким же мощным было общенародное восстание против оккупации в 1582 г. В русской летописи по этому поводу сказано: "Тридцать один год прошел от покорения Казани, и окаянные басурманы не захотели жить под государевою рукою, воздвигли рать, пленили много городов. Царь, видя их суровость, послал в Казань бояр и воевод с приказом пленить их. Но поганые, как звери дикие, сопротивлялись рати московской, побивали московских людей то на станах, то на походах; бояре и воеводы не могли их усмирить". Эта запись в Никоновской летописи вряд ли нуждается в комментариях.
Что же получила Россия? С покорением Татарстана Россия перешла от политики собирания русских земель и созидания национального государства к колонизации территорий других стран евразийского региона. Это делалось отнюдь не по нужде, не по нехватке территорий. В царствование Ивана Васильевича в России едва было 10 млн. жителей. Земли в государстве было достаточно, но она плохо обрабатывалась, была скудной. Главной заботой государства стало расширение территории и создание империи. Завоевание новых земель оправдывалось тем, что она исконно русская. По поводу Астрахани, например, говорилось, что это — древняя Тмутаракань, "древнее отечество", вотчина русского государя.
Страна и народы
К началу XIX в. территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало около 40 млн. человек, из них в Сибири — 3,1 млн. человек, на Северном Кавказе — около 1 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные губернии. В 1800 г. плотность населения составляла здесь около ...
Флаги
Прежде, чем изучить историю флагов, надо раскрыть содержание науки, изучающей эти символы, определить её предмет и задачи. Флаги изучает вексиллология – вспомогательная историческая дисциплина. Раскроем этимологию этого слова. Оно состоит из двух слов: вексиллология (лат. вексиллум – знамя + логос – наука, учение). Как видно из этого, п ...
Религиозная функция
Древние народы придавали огромное значение религии, египтяне не были исключением. Царь считался официально богом, и одним из наиболее употребительных титулов его был "Благой Бог"; настолько велико было почитание, которое подобало воздавать ему, что, говоря о нем, избегали называть его имя. Когда царь умирал, он причислялся к с ...