языка.
Вопросы, непосредственно касающиеся исламских организаций, на съезде не рассматривались. В самих мусульманских организациях по этому поводу выявились два мнения. Сторонники Гатауллы Баязи-това, ахуна Санкт-Петербурга, отстаивали единый для всей России муфтият, который работал под контролем правительства. В дальнейшем он занял пост муфтия. Г. Баруди предлагал демократизировать этот орган, создав по России 5 муфтиятов (Оренбургский, Таврический, Туркестанский и два на Кавказе), приблизив их деятельность к местным национальным условиям.
Национально-либеральная программа партии "Иттифак ал мус-лимин" составила основу национального движения на его либеральном этапе. Она широко обсуждалась на страницах татарской периодической печати. Основные ее положения о достижении татарской нацией гражданских свобод и культурно-национальной автономии в условиях конституционно-парламентской монархии проповедовали газета "Йолдыз" (Звезда) Хади Максуди, журнал "Миръат" (Зеркало) Р. Ибрагимова, журнал "Ад Дин вэ ал эдэп" (Религия и этика) Г. Баруди, "Казан мохбире" (Казанский вестник) С.Г. Алкина и др.
Татарская оппозиция в Российской Государственной Думе. Во время выборов в Государственную Думу 1-го созыва в 1906 г. идеи конституционной монархии в российском обществе имели еще сильные позиции. Кадеты, получив в Думе 179 мандатов, вышли на первое место. Одновременно сильные позиции в Думе имели крестьянские депутаты (трудовики), получившие 107 мандатов. Требуя уравнительного распределения земли по трудовой норме, они оказались в большей оппозиции к правительству, чем кадеты. В обеспечении победы кадет-ско-крестьянской оппозиции в Думе свою роль сыграло и татарское национальное движение со своей программой. Правда, сами татарские депутаты, оставаясь в составе общей мусульманской фракции, не успели организоваться в отдельную группу.
Распустив 1-ю Думу в июле 1906 г., царское правительство сумело нанести партии кадетов сильный удар. В Думе 2-го созыва кадеты, получив со своими союзниками 99 мандатов, уступили первенство трудовикам, получившим 104 мандата. Это свидетельствовало, что идея конституционной монархии стала "линять". Зато шло дальнейшее "ле-вение" крестьянства. Потеря авторитета кадетов и общее крестьяне кое левение не могли не отразиться на тактике татарского национального движения. В Думу оказались избранными видные деятели татарского национального движейия Йосыф Акчура, Садри Максуди, Хади Атласи и др. Татарская оппозиция начинает менять курс, переходить от ориентации на кадетов к ориентации на трудовую крестьянскую фракцию. Группа татарских депутатов во главе с Калимуллой Хасаповым под названием "мосульмап хезмэт таифэсе" (мусульманская трудовая группа) примкнули к трудовикам, поддержали "проект 104" по земельному вопросу.
Поворот России к реакции. 2 июня 1907 г. Николай II обнародовал свой новый Манифест, сводящий в основном на нет те уступки, которые у него были вырваны революцией 1905 г. Согласно Манифесту Государственная Дума 2-го созыва распускалась. Этот акт вошел в историю России как третьеиюньский государственный переворот. Мотивировал царь свой шаг тем, что "был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти". Назначая новые выборы на 1 ноября 1907 г. он предупредил, что Основной закон России (имелся в виду закон, изданный 23 апреля 1906 г.) должен выполняться беспрекословно. Речь шла прежде всего о сущеетйе верховной самодержавной власти. В ст. 4 Закона говорилось, что императору Российскому принадлежит верховная самодержавная власть, что он утверждает законы, ему при-надлежит в предела всего государства власть управления во всем ее объеме, что законы, принятые Думой и одобренные Государственным Советом, обретают силу только после утверждения императором. Одновременно Николай II напомнил, что нерусские народы остаются "гражданами второго разряда". В Манифесте говорилось: "Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русской по духу.
Японский офицер
В возрасте 20 лет он впервые приехал в Японию, где и примкнул к китайскому революционному движению. Внешне он был тогда типичным молодым человеком из Китая с длинной косой на спине. В знак своей решимости он стал участвовать в антимонархической антиманьчжурской революции в апреле 1906 года и, находясь в Токио, срезал свою косу, отослав ...
Выводы
За XX век Русское государство перетерпело неоднократную кардинальную смену власти. Каждая смена власти сопровождалась массовыми волнениями, которые и приводили новое правительство к власти. В начале века народ оправданно делился на классы «низов» и «верхов», что в принципе и порождало социальные неравенства и дисбаланс в обществе. От сю ...
“Рейганомика” и ее результаты
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели ...