Киев IX-XI вв. был торговым городом с ремесленным производством, городом князей и их дружин. Люди – городская знать, связанная с княжеским двором, боярами или церковью – составляют значительную и влиятельную прослойку. Подобное можно было наблюдать и в других древнерусских городах, приток населения в которых происходил за счет сельских жителей, иногда поощряемого князьями.
Еще в X в. в устье Днепра было поселок русских воинов-купцов, ходивших в Константинополь. Из него выросло Олешье XI-XII вв., где останавливались купцы-гречники.
В результате археологических исследований в районе села Карачевки, на берегу реки Уды были изучены культурные слои Донецкого городища XI-XII вв., расположенного в 7 км. от Харькова, которое связывают с упоминаемым в Ипатьевской летописи городом Донцом, в связи с походом 1185 г. князя Игоря Святославича. Здесь были найдены жернова, зернотерки и другие сельскохозяйственные орудия и предметы, а также полный ассортимент хлебных злаков (просо, рожь, ячмень, мягкая и твердая пшеница, гречка), лен и мак. Источники упоминают Солоный (хазарский) торговый путь, который вел к Дону, а затем через Азовское море в Крым и Тмутараканское княжество и далее в Черное море и города Крыма.
Некоторые города возникали, как крепости для обороны границ – г. Воин у впадения реки Сулы в Днепр; Переяславец-на-Дунае и Тьмутаракань основанные князем Святославом; другие – вырастают из княжеских усадеб или крепостей (Гродно, Сурож, Райки, Колодяжин). Ярослав Мудрый во время своего правления основал три города – Юрьев (Дерпт), Ярославль на Волге и Ярослав на реке Сан, который сейчас находится в Польше. Имели место и боярские города (Плесненск, Мстибогов), а также частные сельские усадьбы – центры вотчинного хозяйства,– которые обычно были укреплены. Последних было немного и к ним, как и к погостам, тяготел ряд мелких селищ.
В своем расселении на севере пришли в соприкосновение славянские, угро-финские, восточно-балтские племена и возникла цепь городов: Псков, Изборск, Новгород на Ильмене, Белоозеро, Ростов. Некоторые из них возникли еще во времена племенных союзов, другие же были поставлены как, как северные форпосты Руси.
На месте будущей Новгородской земли к 20-м годам X в. сложилось одно из раннегосударственных объединений (славия) ильменских словен и кривичей. Образование и становление Новгорода – второго по величине города Древней Руси, населенного земледельцами-славянами, и расположенного в зоне рискованого земледелия,– совпадающее по времени с расцветом торговли по днепровскому торговому пути, не может быть объяснено совпадением случайных причин. В течение нескольких десятилетий Новгород, которому Ярослав Мудрый даровал акт об освобождении от ежегодной дани, превратился из рядового северного поселения в одного из крупнейших городов Руси, который был известен в Европе, в Византии, в Средней Азии и на арабском Востоке.
Административное управленение в древнерусских городах, сложившееся в процессе исторического развития, включало: князя, посадника, тысяцкого, вече и архиепископа, значение, функции и положение которых, могло значительно отличаться в разные периоды для отдельных районов. К XIII в. в Новгороде было 5 концов, возглавляемых кончаковскими старостами, которые участвовали в выборах посадника, скрепляли собственными печатями общегородские акты, играли активную роль в местном вече. Выборные от концов входили в состав посольств. Наряду с кончаковской организацией в Новгороде, существовали десятки и сотни, которые по крайней мере с XII в. возглавлял тысяцкий, фигура которого в большинстве древнерусских городов была тесно связана с князем и его администрацией. В Пскове было 8 концов – каждый из них, строил свою часть городских укреплений и формировал отряд ополчения, возглавляемый избранным воеводой.
Значительный рост древнерусских городов во второй половине X-XI в. (Киев, Новгород, Псков, Ростов, Смоленск, Полоцк и др.) привел к изменениям в системе полюдья, что ослабило роль погостов. В Новгороде появление князя отмечается переносом княжеской резиденции с Городища на Ярославово Дворище: жизнь на самом Городище временно затухает. Также затухает жизнь в Гнёздове под Смоленском после вокняжения Станислава и в Шестовицах – из-за возникновения княжеской крепости в Любече. С утверждением Ярослава на ростовском столе связан упадок поселения на Сарском городище, а с основанием им Ярославля – исчезновение Тимерева и других погостов в Верхнем Поволжье. К началу XI в. теряют значение многие племенные протогородские центры (Хотомель, Искоростень и др.), а также – старые культовые центры (Перынь).
Культурная революция
Истоки «культурной революции» коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого, «буржуазного» общества. Культурная революция по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере.
Одной из задач культурной революции была подготовка населения к его участию ...
Вероисповедная политика
Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и ...
Литература
Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы
(Сказание о Евпатии Каловрате
– о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане
– о восстании в Твери 1327 года). Тема борьбы с внешними врагами ос ...