Древнерусские города
Страница 2

Киев IX-XI вв. был торговым городом с ремесленным производством, городом князей и их дружин. Люди – городская знать, связанная с княжеским двором, боярами или церковью – составляют значительную и влиятельную прослойку. Подобное можно было на­блюдать и в других древнерусских городах, приток населения в которых происходил за счет сельских жителей, иногда поощряемого князьями.

Еще в X в. в устье Днепра было поселок русских воинов-купцов, ходивших в Конс­тантинополь. Из него выросло Олешье XI-XII вв., где останавливались ку­пцы-гречники.

В результате археологических исследований в районе села Карачевки, на берегу реки Уды были изучены культурные слои Донецкого городища XI-XII вв., распо­ложенного в 7 км. от Харькова, которое связывают с упоминаемым в Ипатьевской летописи городом Донцом, в связи с походом 1185 г. князя Игоря Святославича. Здесь были найдены жернова, зернотерки и другие сельскохозяйственные орудия и предметы, а также полный ассортимент хлебных злаков (просо, рожь, ячмень, мягкая и твердая пшеница, гречка), лен и мак. Источники упоминают Солоный (хазарский) торговый путь, который вел к Дону, а затем через Азовское море в Крым и Тмутараканское княжество и далее в Черное море и города Крыма.

Некоторые города возникали, как крепости для обороны границ – г. Воин у впадения реки Сулы в Днепр; Переяславец-на-Дунае и Тьмутаракань основанные князем Святосла­вом; другие – вырастают из княжеских усадеб или крепостей (Гродно, Сурож, Райки, Колодяжин). Ярослав Мудрый во время своего правления основал три города – Юрьев (Дерпт), Ярославль на Волге и Ярослав на реке Сан, который сейчас находится в Польше. Имели место и боярские города (Плесненск, Мстибогов), а также частные сельские усадьбы – центры вотчинного хозяйства,– которые обычно были укреп­лены. Последних было немного и к ним, как и к погостам, тяготел ряд мелких селищ.

В своем расселении на севере пришли в соприкосновение сла­вянские, угро-финские, восточно-балтские племена и возникла цепь городов: Псков, Изборск, Новгород на Иль­мене, Белоозеро, Ростов. Некоторые из них возникли еще во времена племенных сою­зов, другие же были поставлены как, как северные форпосты Руси.

На месте будущей Новгородской земли к 20-м годам X в. сложилось одно из раннего­сударственных объединений (славия) ильменских словен и кривичей. Образование и ста­новление Новгорода – второго по величине города Древней Руси, населенного земледе­льцами-славя­нами, и расположенного в зоне рискованого земледелия,– совпадающее по времени с расцветом торговли по днепровскому торговому пути, не может быть объяс­нено совпадением случайных причин. В течение нескольких десятилетий Новгород, ко­торому Ярослав Му­дрый даровал акт об освобождении от ежегодной дани, превратился из рядового северного поселения в одного из крупнейших городов Руси, ко­торый был известен в Европе, в Византии, в Средней Азии и на арабском Востоке.

Административное управленение в древнерусских городах, сложившееся в процессе исторического развития, включало: князя, посадника, тысяцкого, вече и архиепископа, значение, функции и положение которых, мо­гло значительно отличаться в разные периоды для отдельных районов. К XIII в. в Новгороде было 5 концов, возглавляемых кончаковскими старостами, которые участвовали в выборах посадника, скрепляли собственными печатями общегородские акты, играли активную роль в местном вече. Выборные от концов входили в состав посольств. Наряду с кончаковской организацией в Новгороде, существовали десятки и сотни, которые по крайней мере с XII в. возглавлял тысяцкий, фигура которого в большинстве древнерусских городов была тесно связана с князем и его администрацией. В Пскове было 8 концов – каждый из них, строил свою часть городских укреплений и формировал отряд ополчения, возглавляемый избранным воеводой.

Значительный рост древнерусских городов во второй половине X-XI в. (Киев, Новгород, Псков, Ростов, Смоленск, Полоцк и др.) привел к изменениям в системе полюдья, что ослабило роль погостов. В Новгороде появление князя отмечается переносом княжеской резиденции с Городища на Ярославово Дворище: жизнь на самом Городище временно затухает. Также затухает жизнь в Гнёздове под Смоленском после вокняжения Ста­нислава и в Шес­товицах – из-за возникновения княжеской крепости в Любече. С утверждением Ярослава на ростовском столе связан упадок поселения на Сарском городище, а с основанием им Ярославля – исчезновение Тимерева и других погостов в Верхнем Поволжье. К началу XI в. теряют значение многие племенные протогородские центры (Хотомель, Искоростень и др.), а также – старые культовые центры (Перынь).

Страницы: 1 2 

Культурная революция
Истоки «культурной революции» коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого, «буржуазного» общества. Культурная революция по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере. Одной из задач культурной революции была подготовка населения к его участию ...

Вероисповедная политика
Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и ...

Литература
Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы (Сказание о Евпатии Каловрате – о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане – о восстании в Твери 1327 года). Тема борьбы с внешними врагами ос ...