В поисках национального лица автономии
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » В поисках национального лица автономии

Окончания Гражданской войны Татарстан ждал с большими надеждами. Но республику поразила новая беда — небывалая засуха. В 1921 г. средний сбор Зерна с десятины составил 6,3 пуда — в два раза ниже, чем в засуху 1891 г. Поголовье скота за год сократилось на 40%. Наступил голод. Стали свирепствовать холера и тиф. Смертность населения от эпидемий достигла 7—12%. Проходивший в июне 1921 г. II съезд Советов Татарстана объявил чрезвычайные меры по преодолению последствий засухи. Однако широкие масштабы засухи, охватившей все Поволжье, делали отчаянные усилия правительства республики малоэффективными. Татарстан выжил тогда благодаря солидарности россиян — рабочих, перечислявших в фонд помощи голодающим часть своих скудных пайков; крестьян, жертвовавших из последних запасов. Продовольственную помощь Татарстану оказали Федеральные власти, отдельные губернии России, национальные республики. Существенной оказалась заграничная продовольственная помощь из США, Англии, Германии, Норвегии, Ирана, Финляндия, Швеции, Эстонии. Поступающее в республику зерно приходилось засыпать в качестве семенного материала для посевной кампании 1922 г. По данным MA. Сайдашевой, такого зерна поступило из России — 4414 тыс. пудов, из заграницы — 160 тыс. пудов.

Правительство республики получило в наследство разоренную промышленность. Председатель президиума Татарского совнархоза М.Г. Рошаль в декабре 1920 года отмечал, что почти вс<е установки на промышленных предприятиях "не менялись в течение 10 лет, машины покрыты заплатами и изношены". С окончанием Гражданской войны и прекращением военных заказов встали и те предприятия, которые работали на войну. Тогда же была завершена в Татарстане национализация промышленности. В январе — феврале 1921 г. были национализированы 35 промышленных предприятий в Казани, 14 — в Чистополе.

Смена правительства. Правительство С. Саидгалиева, образованное на I Учредительном съезде Советов Татарстана, проработало в очень сложных условиях почти год. На II съезде Советов Татарстана, проходившем 25—28 июня 1921 г., С. Саидгалиева на посту председателя Совнаркома республики заменил Кашаф Гильфанович Мухтаров (1896— 1937). Он был одним из видных представителей татарского национального движения, пришедший в него через татарскую национальную коммунистическую организацию. В правительстве С. Саидгалиева он занимал пост наркома здравоохранения. С. Саидгалиев был отозван в Москву. Был отозван в Москву также председатель ЦИК республики Бурхан Мансуров. Председателем ЦИК Татарстана был избран Рауф Ахметович Сабиров. Произошли замены и в составе наркомов.

Отъезд С. Саидгалиева из Татарстана был следствием возникших разногласий между татарскими работниками ЦИК и СНК республики, ориентировавшимися на укрепление национальной автономии, с одной стороны, и Татарским обкомом РКП(б), проводящим централистскую политику Москвы, с другой, а не результатом междоусобной борьбы среди самих татарских работников (борьбы "правых" и "левых"), кйк объясняют некоторые историки. Предварительно этот вопрос решался на III областной партконференции, проходившей 23—24 июня 1921 года (перед II съездом Советов). На вопрос о причине замены С. Саидгалиева К. Мухтаровым, 1-й секретарь обкома Н.И. Барышев ответил, что кандидатура С. Саидгалиева "неприемлема".

В этот период в России существовал дух нэповской либерализации. Главной своей задачей новое правительство республики считало реализацию курса на становление татарской национальной государственности на избранном Россией социалистическом пути, хотя истинная сущность этого социализма пока никому не была известна, никто и нигде эту систему не видел, не описал. Единственное, в чем татарское правительство было убеждено, это то, что оно хотело видеть Татарстан имеющим свое комплексное национальное лицо. Иначе говоря, правительство добивалось, чтобы Республика Татарстан сформировалась не только как классовое государственное образование, а прежде всего стала национальным государственным образованием, пользующимся доверием татарской нации и проявляющим заботу обо всем населении республики независимо от национальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Реформы Сервия Туллия
Как было указано выше, древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни. Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те в ...

Земская реформа
К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. "Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин, - это орган, пришедший на смену вечу", воспринявший древнерусские "традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов", но заменивший "элемен ...

Правление царевны Софьи и воцарение Петра I. Преобразования в первой четверти XVIII века: содержание, итоги, цена и последствия. Внешняя политика Петра I. Личность Петра Первого в оценках историков.
В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфакт ...