Введение

В конце 19 – начале 20 в. в мире и в Российской империи развивалось общественное явление – национализм. Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе – нации (национальности). Под нацией понималась общность территории расселения, культуры (особенно, единого литературного языка), антропологических черт (строение тела, черты лица). На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана – мировые социальные процессы не обошли стороной наш край.

В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. и последнего десятилетия 20 в., которые использовали очень эмоциональные термины – нация, национальность, народ, в современной науке принято использовать более осторожный термин – этническая группа, этнос. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека.

Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш. И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово – «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения – смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире.

Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов. Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой – объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской».

В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар.

Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения:

- рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар;

- рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения.

Гербъ рода графов Воронцовыхъ
Щит разделен диагональной чертой с правой стороны на две части, из которых верхняя сереб­ряное, а нижняя красное поле име­ют, и на черте две розы с одной между ними лилией переменных с полями цветов. К сему щиту при­совокуплена черная вершина, на коей изображено золотое стропи­ло с тремя гранадами, а на черной вершине три серебряные зве ...

Борьба в тылу врага
В этой борьбе участвовали военнослужащие внутренних войск, направленные на формирование партизанских отрядов. В ряды народных мстителей вливались бойцы и командиры, выходившие из вражеского окружения. Командиры и политработники войск откомандировывались на руководящие должности в партизанские отряды и соединения. В партизанские отряды Л ...

Лжедмитрий II
Объявив себя в июне 1607 года новым претендентом на российский престол, Лжедмитрий II к июню 1608 года сильно упрочил своё положение и подошёл к Москве. Но Москву взять ему не удалось. И он был вынужден остановиться в селе Тушино, в двенадцати километрах от Москвы, за что получил прозвище «тушинский вор». И нужно сказать, что в этот пер ...