Переход от войны к миру. Воины-татары вернулись домой с чувством выполненного перед союзным государством долга. Гордость победы испытывали и те, кто ждал их возвращения. Вместе оплакивали погибших в этой войне. Радовались за вернувшихся живыми. Радужными были надежды на предстоящие изменения в своей жизни. А пока они были готовы, ограничивая себя во многом, взяться за восстановление своего хозяйства и хозяйства страны. С честью выполненный в войну долг давал им право надеяться также на национальное возрождение. В 1946—1947 гг. во властных структурах Союза обсуждались проекты новой Конституции СССР и новой программы КПСС.
Достижением общественности стало, в частности, то, что рассматриваются возможности децентрализации экономической жизни, предоставления больших хозяйственных прав на местах, освобождения парторганов от функций хозяйственного управления и возвращения этих функций государственным органам.
Пока же система государственного управления в Татарстане оставалась прежней. В феврале 1947 г. прошли выборы в Верховный Совет республики. На первой его сессии был утвержден Закон о первом послевоенном пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития Татарстана. Основное место в плане занимали показатели, относящиеся к развитию промышленных предприятий центрального подчинения. Местная промышленность, как и легкая и пищевая промышленность центрального подчинения, а также сельское хозяйство, жилищное строительство, социальная сфера и культура должны были довольствоваться небольшими оставшимися средствами.
Фактическая власть в республике оставалась в ведении Татарского обкома ВКП(б), подчиненного исключительно союзному центру. Первым секретарем обкома продолжал работать Зиннат Муратов — человек, ставший у руля республики в годы военной либерализации. Он и его команда, в которой оказались люди либерального мышления, были привержены политике национального возрождения республики. Реализовать же эту приверженность можно было, лишь порвав с партией, членами которой они оставались. В составе парторганизации республики татары тогда, как и прежде, составляли меньшинство — около 40% и определять принятие решений не могли. Любая поддержка национальных интересов могла быть квалифицирована центром как проявление национализма и уклон к буржуазной идеологии. Жупел национализма сдерживал даже выдвижение татар на руководящие должности. В одном из отчетов обкома за 1950г . как большое достижение констатировалось, что из 238 человек, выдвинутых в республике на руководящие работы, татар было 103.
В 1946—1947 гг. руководство республики получило новое серьезное предупреждение за попустительство буржуазному национализму. Было запрещено издание произведений большинства дореволюционных татарских писателей как "националистической литературы", урезано преподавание в школе истории татарской литературы. История Татарстана преподавалась как российское краеведение. Была проведена чистка в репертуаре театров. В опале оставались мечети, духовенство. Советизация школы задавила национальную систему образования. Нависла опасность существованию Татарской АССР как единой автономной государственной структуры. В начале 1952 г. было объявлено центром об образовании Татарского крайкома КПСС в составе двух обкомов (Казанского и Чистопольского). Решение это не прижилось и было отменено через год.
Послевоенная экономика Татарстана. За время войны экономика республики расстроилась. Для нормализации положения следовало перепрофилировать работу большинства промышленных предприятий на выпуск гражданской продукции, технически переоснастить их и внедрить новую технологию. В сельском хозяйстве предстояло техническое переоснащение колхозов и совхозов, внедрение современных методов агротехники, резкое повышение оплаты труда колхозников и рабочих совхозов. Союзное правительство отвергло такой путь для Татарстана. Военная ориентация промышленности республики была сохранена. Ее реконструкция проводилась в рамках Военно-промышленного комплекса страны, и работала она исключительно для удовлетворения военных заказов. Показатели ее были среди лучших в Союзе — второй отраслью крупной промышленности Татарстана стала нефтедобыча, целиком подчиненная также союзному центру. В 1946 г. началась промышленная добыча нефти на Бавлинском месторождении, в 1947 г. — на Шугуровском месторождении, в 1948 г. заработали новые скважины на Ромашкинском месторождении. Образовалось союзное объединение "Татнефть".
Предприятия, выпускающие гражданскую продукцию широкого потребления, оставались в подчинении Российской Федерации. Производили они меховые и швейные изделия, кожаную и валяную обувь, ткани, трикотаж, мыло, кожу, фанеру, пишущие машинки, фотожелатин, кетгут, зубоврачебные инструменты и другие товары. Для республики оставалась одна гордость за их производство, самими товарами распоряжалась Россия. Татарстан, считавшийся республикой развитой промышленности, продолжал оставаться без своей промышленности. По официальным данным, небольшие предприятия местной промышленности к 1950 г. смогли увеличить вьщуск продукции, по сравнению с военными годами, всего на 27%.
Новые проблемы и встроенные ограничители
Авторы отнюдь не являются первопроходцами в применении подхода, декларированного выше. Среди ранних исследований революций Тед Роберт Гурр, например, выделяет так называемые теории «социальных изменений» («social change»), выводящие политическое насилие из неспособности социальных и политических институтов, обычаев, норм гибко реагирова ...
Начало Ганзейского союза. Германская морская
торговля до середины XIII в.
Около 800 г. Карл Великий положил основание городскому устройству в германских городах, а Генрих I, первый король сакского происхождения, приблизительно около 925 года дал дальнейшее развитие этому устройству, основал новые города и даровал им известную самостоятельность и некоторые привилегии. Он упрочил морскую торговлю и охранял ее о ...
Второй президентский срок (с 2004 года)
Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматр ...