К концу XV века в Иране и Закавказье сложилась сложная обстановка. Изнуренные феодальными повинностями, крестьяне неоднократно поднимали восстания, к которым примыкала и кочевая беднота. На западе набирала мощь Османская Турция. Все это требовало консолидации феодального класса. В борьбе за гегемонию среди трех азербайджанских государственных образований успех сопутствовал ардебильским шейхам. Основателем нового государства стал Исмаил Сефевид. Искусный политик, он привлек на свою сторону южно-азербайджанские племена: шамлу, румлу, устаджлу, текели, афшар, каджар и зулысадар. В ходе сефевидских завоеваний к ним примкнуло множество тюрко-язычных племен и народов. Начало выступления Исмаила (1499 г.) совпало с распадом Ак-Коюнлу на уделы. Народные движения против ак-коюнлуских султанов происходили под влиянием идеологии шиизма (шиа-секта).
Шиизм — течение в исламе, которое отличается своеобразием и резко отвергается ортодоксальными мусульманами (суннитами). Согласно дивану (сборнику стихов) «Хатан» самого Исмаила, почитаемый в шиизме халиф Али является воплощением Бога, а Мухаммед — только пророк. Сам Исмаил признавался Богом в человеческом одеянии. Шиизму характерно и ожидание имама-мессии, с приходом которого устанавливается царство Божие. Все это делало шиизм с его мистическими идеями очень популярным среди крестьян и массы кочевников, причем религией враждебного государства Ак-Коюнлу был суннизм. Приверженцы Исмаила знак своей шиитской принадлежности носили головные уборы с 12 красными складками, по числу почитаемых шиитами имамов-мессий. Благодаря этому поддержавшие Исмаила племена стали называться «кызыл-баши», т. е. красноголовые. Вскоре это прозвище стало синонимом Сефевидов. В русских документах XVI — XVII веков династия и государство Сефевидов обычно называются кызыл-башскими. Исмаила поддержало также персидское и армянское торгово-ремесленное население, страдавшее от феодальных усобиц и войн со стороны соседней Турции.
Походы Исмаила начались в 1501 году с завоевания Ширвана, были захвачены Баку, Шемаха и другие города, взяты большие трофеи (окончательно Ширван был присоединен к Сефевидским владениям в 1538 г.). Затем Исмаил двинулся на юг и в сражении на Шарурской равнине в 1501 году наголову разгромил войско Альвенда — султана Ак-Коюнлу. Осенью 1501 года Исмаил занял Тебриз — столицу Ожного Азербайджана — и короновался как шах (Царь) Исмаил I (1501 — 1524). Шиизм был объявлен государственной религией Сефевидов. В денежное обращение были пущены монеты с шиитским символом веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухамед — посланник Аллаха, Али — друг Аллаха». Шиитизации подверглось как азербайджанское, так и персидское население, бывшее до этого в большинстве суннитами (шиитскими были только эмираты Гилян и Мазандаран в Прикаспийском Иране). Нежелающие принимать шиизм подвергались массовым казням. Принятие новой религии имело огромное политическое значение. В XVI веке шиизм носил антитурецкий характер, так как государственной религией Турции был суннизм. Шиизм обеспечивал поддержку народных низов и давал социальную стабильность молодой монархии. Он позволил Сефевидам секуляризировать вакуфные (церковные) земли и фонды суннитского духовенства. Это давало возможность отбирать земли и у суннитских светских феодалов из-за их религиозной нелояльности.
Исмаил сосредоточил в своих руках огромный земельный домен, для управления которым был создан особый вазират, глава которого именовался «вазир высокого Дивана» в отличие от вазира, управлявшего остальной частью страны. Кроме шаха, крупными земельными собственниками стали ханы (эмиры) азербайджанских племен и шиитское духовенство: такие шиитские святыни, как г. Мешхед, где находится могила одного из наиболее почитаемых имамов, г. Кум, где, по легенде, похоронена сестра этого имана, и многие другие религиозные центры обросли огромным вакуфным землевладением. В 1503 году завоевания Исмаила продолжились. 21 июня 1503 года в местности Алма Гулаги близ Хамадана кызылбаши разгромили ак-коюнлуского султана Мурада. Государство Ак-Коюнлу прекратило существование, к Сефевидскому государству были присоединены Фарс и большая часть персидского Ирака. Преследуя Мурада, в том же 1503 году кызылбаши взяли иранские города Шираз, Исфаган, Катан. К 1508 году весь Иран до Персидского залива (за исключением Хорасана на востоке), Армения и Ирак арабский были захвачены Исмаилом. В борьбе за Хорасан Сефевидское государство столкнулось с узбекским государством Шейбани-ханам, сложившимся в конце XV века. В 1510 году в сражении под Мервом (в Хорасане) кызылбаши нанесли поражение войскам Шейбани-хана. Хорасан перешел под власть Сефевидов.
Династия Романовых
21 февраля 1613 года состоялся Земский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя. Претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили по ...
Вступление на престол и начало правления
Коронация Николая II состоялась 14 мая 1896 года. В том же году была проведена Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде, которую он посетил. В 1896 году Николай II также совершил большую поездку в Европу, встретившись с Францем-Иосифом, Вильгельмом II, Королевой Викторией (бабушкой Александры Фёдоровны). З ...
Начало
работ по ядерному проекту
11 февраля 1943 года И.В. Сталин подписал решение Государственного Комитета Обороны о программе работ для создания атомной бомбы под руководством В.М. Молотова. Но уже в постановлении ГКО СССР о лаборатории И.В. Курчатова, принятом 3 декабря 1944 года, именно Л. П. Берии поручалось «наблюдение за развитием работ по урану», то есть приме ...