XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2–3 веков.
В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода:
эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века). Купить ручные мегафоны govoritel.ru/megafony-ruchnye.
Для культуры петровской эпохи характерны следующие черты:1) обмирщвление (отрыв от церкви), развитие личностного начала, сближение с культурой Западной Европы; 2) соединение культур XVII и XVIII веков, часто достигаемое искусственно; распространение новой европейской культуры в среде дворянства и богатого купечества. Именно в XVIII веке происходит разрыв между дворянской (элитарной) и народной (низовой) культурами.
В ранг государственной политики при Петре I была возведена проблема просвещения, что диктовалось необходимостью практического решения хозяйственных и военных проблем. Созданные Петром учебные заведения разделялись на: высшие
(Славяно-греко-латинская академия для духовенства, Морская академия), специальные
(артиллерийская и инженерная школы, медицинское училище, горные школы при металлургических заводах) и начальные
(цифирные и гарнизонные школы, епархиальные училища). Кроме государственных в стране появляются частные учебные заведения
. Отличительной чертой петровских школ была всесословность, кроме крепостных.
После Петра система образования приобретает сословный характер. Во главе системы образования стояла созданная в 1725 году Академия наук,
при которой был открыт университет и гимназия. Улучшению образования способствовало издание новых учебников. В 1710 году произведена замена шрифта
на более простой, названный гражданским. При Академии наук с 1703 года издается газета
, организована публичная библиотека и Кунсткамера (музей диковин). Указом Петра было велено сдавать в Кунсткамеру все диковины и древности, найденные в России. Так было положено начало археологическим изысканиям. Преподаватели били в основной массе иностранцы. Заметный след оставили математик Эйлер, физик Бернулли
.
Присоединяемые земли описывались географическими экспедициями, составлялись их карты. По заданию Петра А.К. Нартовым была написана история Северной войны, Татищев написал первый опыт русской истории, в которой активно использовал древнерусские летописи.
Центральное место в общественно-политической мысли первой четверти XVIII века заняла проблема абсолютизма. Глава церкви Феофан Прокопович
отстаивал идею неограниченной царской власти. И. Посошков
в «Книге о скудости и богатстве» выступает за ограничение крепостного права и создание всесословного выборного органа с совещательными функциями. А. Татищев
выступил за полное и скорейшее отмену крепостного права.
Большие изменения произошли в быту людей. С 1700 года новый год начали отмечать с 1 января.
Знать собиралась на ассамблеи
(балы), введен налог на ношение бороды, запрещено ношение традиционной русской одежды. При царском дворе появляется театр. В 1756 году ярославский купец Ф. Волков открывает первый публичный театр.
При Анне Иоанновне расширяется сеть учебных заведений: открыт Шляхетский кадетский корпус, 17 семинарий. Детям дворян разрешено получать домашнее образование.
При Елизавете в Академии наук появляется Михаил Васильевич Ломоносов
. По его настойчивой просьбе в 1755 году открывают Московский Университет, а 1757 году открывают Академию художеств.
В петровское время в архитектуре формируется стиль русского барокко
, идет активное каменное строительство в Москве. В 1703 году основан Санкт-Петербург.Архитектурный план Петербурга основан на образцах регулярной застройки в городах Европы. Середина XVIII века становится периодом расцвета архитектуры барокко: Растрелли
возводит здание Зимнего дворца, Ухтомскийколокольню Троице-Сергиевой лавры. В живописи происходит отказ от иконописной манеры, расцветает портретный жанр. Ломоносов возрождает забытую с XII века технику мозаики.
Во второй половине XVIII века русская культура отказалась от подражания западной Европе и показала себя вполне сформировавшимся и законченным явлением. В это время культура стремиться отразить мощь и великолепие России как мировой державы.
Рисковое начало
Дом, в котором провел свое детство Цзян Чжунчжэн, сохранился и сейчас.
Он стоит на самом краю селения среди действительно живописнейшего пейзажа, окруженного горами. В комнатах этого дома постоянно слышен грохот водопадов и шум протекающей рядом горной речки. Говорят, что в детстве в ней бесстрашно резвился Цзян, что за ним вообще был ...
Ранние государственные образования древнего Татарстана
Постановка вопроса. Человек как субъект социума постоянно изменялся. Не оставался неизменным и социум. Родовое общество с одними социальными характеристиками (со своей формой управления, своими традициями, духовно-психологическим привыканием людей друг к другу, идеалами, языком) переросло в родоплеменное общество, которому были присущи ...
Другие способы снятия ограничителей
Поскольку революции, как было показано выше, в большинстве случаев не приводят к радикальному устранению барьеров на пути общественного развития, необходимо остановиться на других способах решения этой проблемы. Ранее мы уже проанализировали такие отличные от полномасштабных революций механизмы, как реформы и революции «сверху». Снятие ...