Конференция представителей трех Интернационалов состоялась в Берлине 2— 5 апреля 1922 г. К. Цеткин от имени делегации ИККИ, в состав которой кроме нее входили также К. Б. Радек, Н. И. Бухарин, А. Варский, Б. Шмераль, Л. Фроссар, С. Катаяма и другие, предложила обсуждать на международной конференции практические вопросы о совместных действиях рабочих масс, которые не разделяют, а объединяют их. Но Э. Вандервельде от имени II Интернационала обусловил созыв конгресса тремя условиями: отказом коммунистов от создания ячеек в профсоюзах, согласием на участие в конгрессе грузинских меньшевиков и эсеров, армянских дашнаков, украинских националистов, а также принятием требований обеспечить гарантии прав арестованных в Москве эсеровских террористов и допустить на судебный процесс над ними в качестве адвокатов представителей II и Венского Интернационалов. Представитель «двухсполовинного» Интернационала поддержал эти требования. Ради достижения соглашения делегация ИККИ пошла на серьезные уступки. Было заявлено, что против эсеровских террористов не будет применена смертная казнь, и дано согласие на присутствие представителей двух Интернационалов на суде. Эти односторонние уступки были нарушением директив Исполкома, о чем писал Ленин в статье «Мы заплатили слишком дорого». Тем не менее Берлинское соглашение было ратифицировано в Москве. На конференции в Берлине была принята декларация о проведении совместных выступлений 20 апреля и 1 мая 1922 г. под лозунгами борьбы за 8-часовой рабочий день, против наступления капитала, за помощь голодающим России и установление с ней нормальных отношений. Для организации созыва всемирного конгресса была создана «комиссия девяти», в которую вошли по три представителя от каждого Интернационала. Однако четкой договоренности о сроках и составе конгресса достигнуто не было.
Результаты конференции показали, что есть возможность, хотя и ограниченная, для сотрудничества. Берлинское соглашение облегчило работу в массах. Оно способствовало организации единых пролетарских действий в борьбе за мир, в поддержку программы всеобщего сокращения вооружений, выдвинутой советской делегацией на Генуэзской конференции 1922 г. Хотя представители реформистских Интернационалов саботировали подготовку всемирного конгресса, 20 апреля и 1 мая в ряде стран под лозунгами единого фронта прошли мощные демонстрации рабочих. Компартии продолжали борьбу за единство действий рабочего класса. Однако лидеры II и Венского Интернационалов не стремились к подлинному единству действий. Они сговорились между собой о созыве всемирного конгресса без коммунистов. Это побудило представителей Коминтерна покинуть оргкомитет.
IV конгресс Коминтерна. Идея рабочего правительства. Заседания IV конгресса Коминтерна открылись 5 ноября 1922 г. В его работе приняли участие представители компартий 58 стран, а также Итальянская социалистическая, Ирландская рабочая и Монгольская народно-революционная партии, ряд рабочих организаций — делегаты Профинтерна, КИМа, Международного женского секретариата и др. По данным мандатной комиссии, в компартиях состояло 1 млн. 253 тыс. человек, в том числе в капиталистических странах — 825 тыс. Это было значительно меньше, чем за полтора года до этого:
Нашествие кочевников
В III—VI вв. в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов, достигший затем в Европе границ Римской империи. Он начался с переселения южных гуннов (нань сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племен, которые с севера постепенно перемещались на Среднекитайскую равнину — колыбель этнической общности древ ...
Почитая Блюхера
После смерти Сунь Ятсена в 1925 году Цзян Чжунчжэн остался самой сильной военной фигурой в Гоминьдане. Он начал концентрировать в своих руках власть в партии и правительстве и практически стал лидером Гоминьдана. После революции 1911 года Китай вскоре оказался фактически разделенным на несколько обособленных регионов, во главе каждого и ...
Русско-испанские культурные связи в начале XX века
Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Испанией не были хорошо развиты, культурные связи между этими двумя странами были гораздо прочнее.
Еще в середине XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, кор ...