Этому способствовали многие обстоятельства: изменение состава рабочего класса за счет выходцев из мелкобуржуазных прослоек, поражение революционных выступлений, относительное улучшение материальных условий существования по сравнению с военными и первыми послевоенными годами, некоторые уступки со стороны буржуазии. Буржуазная и социал-реформистская пропаганда ежедневно и ежечасно убеждала в бесплодности революционной политики и плодотворности реформистских форм борьбы. Социал-демократические партии, входя в ряде стран в правительство или оставаясь в оппозиции, проводили «позитивную деятельность» на основе буржуазной конституции:
вносили различные конкретные предложения об удовлетворении повседневных нужд рабочих и служащих, порождая иллюзии о возможности постепенного и мирного перехода к социализму. Путь реформ противопоставлялся революционным преобразованиям, неизбежно связанным якобы с массовыми бедствиями. В этой связи пропагандируемый социал-демократами реформистский «путь к социализму» представлялся многим рабочим более привлекательной перспективой. Понять же его нереализуемость не выходя за рамки реформистского опыта они не могли.
Несомненное влияние оказывала и пацифистская деятельность социал-демократов. В 1922 г. они провели Всемирный конгресс за мир, выступали за превращение Лиги Наций в эффективный орган мирного урегулирования международных конфликтов. На поколение, только что пережившее первую мировую войну, эта деятельность оказывала значительное влияние, увеличивая популярность реформистских партий. Кроме того, в условиях, когда принципиальное размежевание в международном рабочем движении проходило по линии признания или непризнания Советской власти и диктатуры пролетариата, различия внутри социал-демократических партий приобретали второстепенный характер, что способствовало консолидации социал-реформистских сил. Только что созданные компартии, еще не изжившие сектантских настроений, не могли серьезно помешать развитию этого процесса.
Учредительный конгресс Рабочего социалистического интернационала (РСИ) состоялся 21—25 мая 1923 г. в Гамбурге. Прибыли представители от 43 партий из 30 стран. В конгрессе приняли участие в основном европейские социал-демократы, почти не было представителей из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Характерной особенностью этого конгресса было присутствие различного рода эмигрантских организаций из России. Вместе с тем Комитет действия, превращенный в президиум конгресса, не допустил прибывших на конгресс представителей Коминтерна — членов Международного комитета борьбы против военной опасности и фашизма — и отказался сотрудничать с ними.
Одним из важнейших документов, обсуждавшихся на конгрессе, был устав РСИ. В соответствии с уставом Рабочий социалистический интернационал объединял социалистические рабочие партии, «считающие своей целью замену капиталистического способа производства социалистическим». В отличие от устава II Интернационала, устав РСИ не требовал ни признания необходимости завоевания власти «организованным в классовую партию пролетариатом», ни «социализации» средств производства. Классовая борьба признавалась средством освобождения пролетариата, однако не в ее высшей форме — революции, а в форме «открытых политических и экономических акций». Против капитализма и войны предлагалось бороться с помощью «политического воспитания». Выдвигался лозунг: «Через большинство на выборах—к политической власти, через политическую власть — к хозяйственной демократии», к «демократическому социализму». По уставу РСИ национальные партии действовали совершенно самостоятельно. Его роль сводилась лишь к общей координации их действий для достижения наиболее полного единства. Однако учитывая уроки первой мировой войны, было решено считать обязательными для всех партий постановления РСИ по вопросу международной политики. В случае международного конфликта РСИ признавался высшим авторитетом для входящих в него партий.
Подготовка профессорских кадров
Уровень университетской подготовки студентов в значительной мере зависит от квалификации профессоров. Именно глубина овладения читаемым курсом, форма его изложения, наличие элемента интереса оказывают огромное влияние на студенчество и качество образования будущих специалистов.
На протяжении исследуемого периода планомерная подготовка ...
Воспитание в Спарте. История
спартанского образования
Спарта, непревзойденный источник сведений об архаике, естественно составляет следующий этап нашей истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское образование, не прерываясь, начинает постепенно изменяться. Напротив, для нее делом чести будет оставаться городом полуграмотных. Хотя ее мелочное законодательство регламентируе ...
Общественно-политическое и социально-экономическое развитие в СССР в середине
60-х – первой половине 80-х годов. Никита Сергеевич Хрущев
После смерти в марте 1953 года
Сталина развернулась борьба за власть между Маленковым, Берией и Хрущевым. Все они осознавали необходимость реформ в стране, но сами реформы видели по-разному.
Маленков
выступал за мягкую критику Сталина, развитие в экономике сферы потребления и прекращение холодной войны.
Берия
выступал за продолжени ...