Реформа 1892 года в системе городского самоуправления, в частности, городской управе. Влияние реформы 1892 г. на городскую управу и её социальный состав
Страница 1

История » Становление и развитие городской управы Воронежа в период 1870-1918 гг. » Реформа 1892 года в системе городского самоуправления, в частности, городской управе. Влияние реформы 1892 г. на городскую управу и её социальный состав

11 июня 1892г. указом императора Александра III было введено новое Городовое Положение, которое по содержанию точнее называть не новым, а откорректированным прежним Городовым Положением1. Реформа не меняла полномочия городской управы и основной круг подведомственных ей дел. Тремя главнейшими изменениями, внесенными в законодательство 1870г., были: 1) сужение круга избирателей за счет увеличения имущественного ценза4 2) отмена куриального принципа выборов и введение территориального; 3) усиление контроля администрации за деятельностью городского общественного управления.

Вопрос о степени влияния Положения 1892г. на городскую управу немаловажен – ведь по этому закону самоуправления в России функционировала на протяжении четверти века вплоть до революционных изменений в государстве в 1917 г. В историографии встречаются две оценки Положения 1892г.: 1) эта одна из реакционных «контрреформ», главной целью которой была максимальная подчиненность общественных учреждений бюрократическому аппарату; 2) эта реформа вызвала некоторое ограничение самостоятельности органов самоуправления, но одна их основных её целей все же была иной – улучшить систему самоуправления, устранить несовершенства Городового Положения 1870г. путем его коррекции. Если до 1990-х гг. преобладала первая точка зрения, то в настоящее время Васе больше укореняется вторая.

Число членов городской управы (по-прежнему избираемых думой) определялось для губернских городов определялось не более трёх. [7]Не считая городского головы (статья 90). Члены городской управы, даже не будучи избранными гласными, отныне не участвовали в собраниях думы, то есть автоматически причислялись к гласным (статья 120)1. Как и прежде, избирательное право предоставлялось в городах не только физическим лицам, но и учреждениям (правительственным, учебным, благотворительным и др.) на основе того же имущественного ценза. Правом наделялись и коммерческие фирмы, деятельность которых требовала выборки свидетельств 1-й и 2-й гильдий. Ряд статей усиливал возможности контроля губернаторской администрации как над думой, так и над управой. Согласно отредактированному закону, городской голова и заменяющее его лицо по-прежнему утверждались министром внутренних дел. Однако и они, и другие члены управы отныне приобретали статус государственных служащих. Члены городской управы подлежали утверждению в должности губернатором. С одной стороны, несомненно, вырастал авторитет членов управы в глазах городского общества и повышалась их ответственность, а с другой стороны – исключалась возможность появления на ключевых постах самоуправления «неблагонадежных» лиц.

По Городовому Положению 1892г. выборы в Воронеже состоялись шесть раз: кроме 1893г., они были организованы в весенние месяцы 1897, 1901, 1905, 1909, 1913гг.

[8]Изменениям, которые происходили в период 1893-1917гг. в социальном составе Воронежской городской управы, посвящена таблица.

Таблица.2. Социальный состав Воронежской городской управы и характеристики членов управы в период действия Городового Положения 1892г. (1893-1917)1

 

Количество членов управы (включая городских голов)

 

Сент.

1893

Июнь 1896

Дек.

1897

Июнь

1901

Май

1904

Март

1906

Дек.

1908

Дек.

1911

Дек.

1914

Май

1916

Весь период1893-1917

 

Всего членов управы

4

5

5

5

5

5

4

4

4

6

18

 

Сословия членов упр.

Купцы,поч. граждане из куп-ва

-

1

2

3

3

1

1

-

-

-

4(22%)

 

Дворяне, чиновники

2

2

1

1

1

2

2

3

3

4

10(56%)

 

Мещане

2

2

2

1

1

2

1

1

1

1

3(17%)

 

Образование членов

Высшее

2

2

1

1

1

1

-

-

-

1

4(22%)

 

Среднее

-

-

1

1

1

2

2

3

3

4

10(56%)

 

Начальное и домашнее

2

3

3

3

3

2

2

1

1

1

4(22%)

 

Проживание в Воронеже

С рождения

4

5

5

5

5

4

3

1

1

3

12(67%)

 

20 и более лет

-

-

-

-

-

1

1

3

3

3

6(33%)

Менее 20лет

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 
 
Страницы: 1 2

Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения
Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии. Тюрко-татар ...

Внешняя политика, военная функция и дипломатия
Несомненно, что какими бы природными богатствами ни обладало государство, его процветание не возможно без активной, а иногда и агрессивной, внешней политики. Египет, особенно во времена империи, был огромной страной. Однако эта страна не была прочной. После каждого периода смуты фараонам приходилось заново объединять страну. Практическ ...

Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась. После обсуждения его в Верховном Совете, первый проект был опубликован в июне 1992 года для всенародного обсуждения, второй, после всенародного обсуждения - в ноябре 1992 ...