Царствование Василия Шуйского

История » Правители эпохи Смутного времени » Царствование Василия Шуйского

После избрания верховым боярством царем князя Василия Шуйского, менее знатное, среднее боярство, к которому примкнуло столичное дворянство, приказные дьяки, а также провинциальное дворянство (городовые дворяне и дети боярские), было недовольно его избранием и восстало против него. Недовольство это было вызвано тем, что вопреки принятому в то время порядку, Шуйский был возведен на престол не «по приговору всей земли», то есть не Земским собором, в котором принимали участие все сословия российского общества, а лишь кучкой знатных бояр и толпой преданных ему москвичей. Первым против Шуйского поднялся князь Григорий Шаховской, высланный Шуйским воеводой в Путивль. Его поддержало местное дворянство, к которому примкнули и неслужилые низшие классы населения, тягловые и нетягловые. Они-то и были, сначала, главной опорой восставшего дворянства. Впоследствии эти классы будут выступать уже отдельно от всех, направив свои враждебные действия как против боярства, так и против дворянства. Таковым был, например, Иван Болотников и примкнувшие к нему посадские люди, беглые крестьяне и холопы, казацкая «вольница».

Иван Болотников примкнул к князю Шаховскому в сентябре 1606 года. Тот дал ему отряд в 12000 человек и направил под Москву. По пути к Москве к отряду Болотникова присоединился веневский дворянин Истома Пашков с отрядом и рязанские дворяне братья Ляпуновы, Захар и Прокопий, тоже с отрядом. Идя к Москве, Болотников повсюду разносил весть, что сам лично видел спасшегося царя Дмитрия Иоанновича и тот назначил его главным воеводой по освобождению Москвы и смещению с престола царя Василия Шуйского. Города, через которые проходил Болотников, поддерживали его, помогая припасами и подкреплением. Не поддержала только Коломна, которая в отместку была безжалостно разграблена его войском. Пытаясь остановить Болотникова, Шуйский направил против него князей Юрия Трубецкого и Ф.И. Мстиславского. Но безуспешно. Войско Болотникова 22 октября 1606 года заняло село Коломенское в семи верстах от Москвы. Здесь он построил острог и начал рассылать по Москве и окрестным городам грамоты, призывая народ целовать крест якобы спасшемуся государю Дмитрию Иоанновичу. Шуйский тем временем укреплял Москву и собирал подмогу из дворян и детей боярских. Между тем в войске Болотникова начались разногласия. Сначала из войска вышли братья Ляпуновы с отрядом, а затем и Истома Пашков. Они были военачальниками над дворянами и детьми боярскими, в то время как Болотников командовал холопами, беглыми крестьянами и всякого рода людьми самого низкого сословия.

Узнав об ослаблении войска Болотникова, царь Шуйский стал часто тревожить его набегами посылаемых им отрядов. Болотников был вынужден отступить от Москвы и занять Калугу. Тем временем к Шаховскому присоединился новый самозванец, Лжепётр, якобы сын царя Федора Иоанновича, с отрядом волжских и терских казаков. Шаховской направил его занять Тулу, а позднее и сам присоединился к нему. На помощь Болотникову он послал отряд князя Телятевского, который разбил под Калугой в начале мая 1607 года войска воевод царя Шуйского, князей Татева и Черкасского. Вырвавшись из осады, Болотников со своим отрядом тоже ушел в Тулу. Здесь следует сказать, что при появлении нового самозванца, Лжепетра, Болотников стал склонять народ на его сторону, так как Лжедмитрий II в России в это время так и не появился. Объявился он, как известно из исторической литературы, только в июне 1607 года в Стародубе, а к сентябрю 1607 года у него уже был отряд в 3000 человек. Таким образом, в России с середины июня до середины октября 1607 года одновременно действовали два самозванца – Лжепётр и Лжедмитрий II. 30 июня 1607 года царь Шуйский взял в осаду своими войсками Тулу. Осада длилась больше трех месяцев и 10 октября Тула была взята. Шуйский жестоко расправился с бунтовщиками. Ивану Болотникову выкололи глаза, и он был утоплен, Лжепетра повесили, а князя Шаховского сослали в пу’стынь на Кубенское озеро.

Концепция «вызова – ответа»
Концепция «вызова – ответа» представляет собой сердцевину учения Тойнби о генезисе цивилизаций. Для раскрытия ее сути он обращается к языку мифа, догматике христианского вероучения. «Подобно тому, - пишет Тойнби, - как Бог не может не принять вызова дьявола, точно также любая цивилизационная система с необходимостью вынуждена отвечать н ...

Борьба с татарами
Татаро-монгольские племена в XII–XIII веках занимали территорию современной Монголии и Бурятии и находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. В начале XIII века разрозненные племена были объединены Чингисханом . В 1211 году Чингисхан начал завоевательные походы и к началу 1220-х годов столкнулся с половцами. Половцы про ...

Княгиня Ольга
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г ...