Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.
По свидетельству Цицерона, перевес в центуриатных комициях был у богатства, а не у большинства[3]. Многие римляне считали такой порядок справедливым, полагая, что чем больше вклад человека в защиту отечества, тем шире должны быть его политические права.
Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом)[4].
Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле – результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).
Описанная реформа имела громадное и принципиальное, и практическое значение для дальнейшей римской истории. Несмотря на то, что она не уничтожала старого патрицианского строя, несмотря на то, что она имела в виду в первую очередь, воинские цели, она создала базис для крупной политической реформы.
В результате этой реформы существенно изменилось положение плебеев. Участвуя в войске, они приобрели теперь возможность участвовать и в народном собрании. Плебеи вышли, таким образом, из своего прежнего изолированного положения, втянулись в общенародную организацию.
Для патрициев эта реформа тоже не могла пройти бесследно: она должна была, прежде всего, отразиться в дальнейшем умалении значения родов и в дальнейшем разложении патриархального строя. Государственный принцип сделал новый и крупный шаг вперед.
[1] Покровский И.А. История римского права. М., 2003. С. 9.
[2] Козаков Ф.И. История Рима. М., 1978. С. 101.
[3] Хрестоматия по истории Древнего Рима. // Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987. С. 233.
[4] Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. С. 401.
Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане
Предпосылки коммунистического абсолютизма. Согласно основному постулату марксистского материализма, "бытие определяет сознание". Тем не менее социализм вошел в сознание россиян не через материальную жизнь, а как идеальное представление о будущей справедливой и материально обеспеченной жизни. Коммунисты разъясняли, что только С ...
Вольное воинство (XVI-XVII вв.)
Географические условия (по словам Соловьева природа была «мачехой для России»), стремление стать самодержавным государством (в первоначальном смысле этого слова, т.е. самостоятельным), борьба с осколками Золотой Орды требовали от московских государей сильной деспотической власти, способной ответить на любой внешний вызов. «Русская госуд ...
Трансформация идеологии (1929-1953)
В 1917-1918 гг. и все последующее время вплоть до установления полной большевистской власти, марксистская теория, ставшая в последствии государственной идеологией, в массах носила характер революционный. Это не была идеология массы в целом, но люди верили, что революция проходящая под большевистскими знаменами, способна изменить не толь ...