Высокий уровень культуры Волжской Булгарии отмечается многими учеными. Известный востоковед академик В.В. Бартольд писал, что в Поволжье "остатки домов с облицовкой мрамором и изразцами, водопроводы, надгробия, куски серебряной утвари, парча, венецианское стекло выступают свидетелями жизни татарских культурных средоточий XIII—XIV вв. и их отношений с другими народами Востока и Запада". Ш. Марджани, в свою очередь, описал великолепную соборную мечеть в Булгаре, построенную в XIII в. и реконструированную в XIV в., с четырьмя минаретами по углам и отдельным минаретом высотой в 73 ступени. Минарет этот упал в 1841 г., но силуэт его сохранился в рисунке П. С. Далласа в его книге "Путешествие по различным провинциям Российского государства" (1773). Ученые считают, что представление об этом минарете можно получить по сохранившемуся в городе Касимове минарету ханской мечети постройки XVI в. Минарет этот — массивное каменное сооружение цилиндрической формы. Сходство с Касимовским минаретом имеет и Малый, сохранившейся в Булгаре минарет. Правда, последний представляет собой внизу четырехугольник, переходящий затем в цилиндр. Марджани также оставил описание характерной для Булгара бани, комплекса мавзолеев с 16-метровым минаретом, стоявшим среди усыпальниц.
Письменные памятники культуры Волжской Булгарии представлены в виде рукописных книг и характерных для Волжской Булгарии больших каменных надгробий. В 1872 г. Ш. Марджани одним из первых расшифровал надписи трех надгробий на кладбище Таш Билге в Спасском уезде. Одно из них датировано 745 (1344) годом с надписью "Энбэл углы Хосэен". Он же описал надгробия на правом берегу Волги, установленные в 1302—1346 годах. В наше время эпитафии на некоторых надгробиях, относящихся к XIII в., расшифрованы Г.В. Юсуповым и Ф.С. Хакимзяновым.
Многие ученые сходятся в том, что Сарай был известным культурным центром своего времени, собравшим ученых, поэтов и писателей многих стран тюркского мира. В наибольшей степени здесь были представлены научные и культурные силы Волжской Булгарии. Во всем значительном, что происходило в духовной жизни Сарая (в принятии ислама, строительстве мечетей и организации службы в них, науке, литературе и т.д.), непосредственно участвовала интеллигенция Волжской Булгарии. Определенный интерес для истории Волжской Булгарии представляют армяно-кыпчакские рукописи (судебные акты, финансовые книги, летописи, словари и др.), которые, как сообщает И.А. Абдуллин, относятся к XI—XVI вв., а некоторые из них — к XVI— XVII вв. и написаны армянами, жившими в Кыпчакстане и Золотой Орде и принявшими кыпчакский язык. Не исключается возможность написания их кыпчаками, принявшими армяно-григорианскую религию, о чем пишет польский ученый Дж. Клозон.
Ш. Марджани дает характеристику трудам многих булгарских авторов золотоордынского периода, которые творили как в Булгаре, так и в Сарае и в Бухаре. Известный след в булгарской историографии оставил Махмуд бин Гали ас Сараи своей книгой "Нахджел — фарадис", написанной в Сарае в 759 (1357). Как историк и философ, Махмуд ас Сараи писал о нравственно-этических проблемах своей эпохи на примере жизни пророков, халифов, имамов, выражая свои взгляды на жизнь, как "ясный путь в рай". Родился он в Булгаре, бывал в Кэр-дэре (Хорезм), творил в Сарае, умер на берегах Черемшан. Здесь же, в Сарае написал свой научно-дидактический труд "Джумджума сол-тан" Хосам Кятиб.
Золотая Орда как позднейшее проявление общетюркского государства Дешти Кыпчак теснее интегрировала в себя Волжскую Бул-гарию, чем Тюркский, Причерноморско-булгарский и Хазарский каганаты. Углубление социально-экономического и культурного взаимодействия поволжских булгар и кыпчаков открыло путь для их перехода в Среднем Поволжье и Приуралье к новому уровню культуры. В политической области были подготовлены условия для перехода к новому уровню государственного устройства — к татарскому национальному государству, в области культуры — создана база для формирования старо-татарского литературного языка и становления татарской национальной художественной литературы.
Среди поэтических произведений, подтверждающих эту мысль, можно назвать поэму Кутба (Котби) "Хосрау и Ширин", написанную в Сарае в 1342 г. Рукописная книга хранится в Парижской национальной библиотеке. Родился Кутб в западных землях Волжской Булгарии — правобережной Волге около 1297 г., жил в Сарае и здесь же умер примерно в 1343 г. Сюжет его произведения напоминает поэму с таким же названием азербайджанского поэта Низами (1141—1209) из его "Хамсе" (Пятерица), написанной на фарси. Поэма Кутба написана на старо-татарском языке. Позднее узбекский поэт Навои (1441 —1501) создал свою "Хамсе", написанную на староузбекском (чагатайском) языке. Поэма Кутба не является переводом. Она посвящена жене золотоордынского хана Джанибека (Танибека) — Медике, двор которой находился в Сыгнаке. Оригинально даны в поэме детали местной культуры жизни и быта.
Голицын.
А за ними адъютантом
Князь Голицын там бежит.
С камергерским своим бантом
Всех нас со смеху морит.
Этот князь Голицын в конце XVIII и в начале XIX веков славился своими забавными и удачными карикатурами на тогдашнее общество; в молодую свою пору он был соперником Карамзина по части сердечных похождений. ...
Последние дни Ганзы
Начиная с 1563 года, Любек, в союзе с Данией, снова вел против Швеции, захватившей незадолго перед тем ганзейский торговый флот, семилетнюю войну, в которой (что очень знаменательно для тогдашнего положения дел) даже Висмар, Росток и Штральзунд оставались нейтральными.
Однако, Швеция была так ослаблена настойчивым наступлением союзнико ...
Кризис римской республики
В I веке до н.э. Римская республика находилась в продолжительном и глубоком кризисе, вызванном прежде всего несоответствием системы управления уровню стоящих перед ней задач. Действующие тогда законы и традиции создавались во времена, когда Рим был сравнительно небольшим полисом, окруженным подвластными ему сельскими территориями. Как в ...