Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.

Политическая структура. Общественная жизнь Волжской Бул-гарии по-прежнему регламентировалась правовыми нормами шариата. Сохранялся шариатский суд, находившийся под надзором главного казыя. По-прежнему продолжалась деятельность исламских духовных учреждений и улемов. Главным толкователем законов, принимаемых в стране на основе исламского права, оставался муфтий. Стабильными были международное положение Волжской Булгарии, ее связи с исламскими государствами и Русью.

Однако в структуре власти и в формах реализации власти происходят изменения в направлении приближения к нормам монгольского государственного права. Верховная власть в Волжской Булгарии переходит в руки ордынского хана, который свою волю, как выразитель верховной власти, фиксирует в ярлыке (грамоте). Правитель Волжской Булгарии, наряду с общепризнанным божественным правовым документом — Кораном получает еще и высочайший светский правовой документ. Теперь они чином пониже. Чаще его именуют эмиром-повелителем, имеющим кроме Аллаха еще и светского главу объединенного государства в лице ордынского хана.

В вопросах взаимодействия с завоеванными территориями монголы действовали ближе к римскому принципу: степень самостоятельности подчиненного в своих действиях прямо пропорциональна уровню (то безоговорочного и полного подчинения предписаниям, изложенным и ярлыке ордынского хана. Сам ярлык (грамоту) Л.Н. Гумилев определяет как акт о дружбе и ненападении, а не как показатель только зависимости. Комментируя политическое положение в Орде, Л.Н. Гумилев писал: "Орда возглавляла конфедерацию местных этносов, удерживаемых в составе государства угрозой нападения". Любое невыполнение предписаний ярлыка, особенно в части своевременной и полной уплаты ежегодной дани, каралось военными методами.

В непосредственном управлении двора эмира находилась центральная часть Волжской Булгарии — княжества Булгар, Биляр, Су-вар, Джукатау, Кашан, Шангут, Казань, Наровчат. В отношении княжеств других народов (башкортов, мари, мордвы, удмуртов, чуваш) булгарский эмир выступал как исполнитель распоряжений верховной власти Орды, помогая местным князьям собирать у себя дань для Орды и обеспечивая общегосударственный порядок. Иначе говоря, эти княжества, входившие в состав Волжской Булгарии, продолжали пользоваться определенной автономией. В таком режиме управляли страной и последующие эмиры до эмира Габдуллы.

Продолжение освоения новых земель. Несмотря на потерю политической независимости, процесс обновления социально-экономической жизни в стране не прекращался. В его основе лежало целеустремленное трудолюбие народа, его желание обустраивать свою жизнь в любых, даже самых трудных условиях военных разрушений, вынужденных переселений. К тому же новое государство — Золотая Орда в первое столетие своего существования, проявляя заботу о правовом порядке, способствовало развитию связей между отдельными районами страны и освоению новых земель.

Для Волжской Булгарии это означало более интенсивное освоение земель вокруг Казани и примыкающих к ней районов бассейнов Волги, Казанки и других рек. Казань превращается в один из крупных торгово-экономических центров не только Волжской Булгарии, но и Золотой Орды. Известны города этого региона: Кирман (выше по Волге), Кашан (на Каме), а северо-восточное — Нырса, Урмат. К районам интенсивного освоения относились и западные земли правобережного Примокшанья, района слияния Мокши и Цны, бассейн реки Пьяна и нижнего течения Суры, которые непосредственно соприкасались с кыпчакскими землями Дона. Археологи отмечают здесь города Мух-ша, Юлово и др. Лучше осваиваются земли по Свияге и обоим берегам Средней Волги, где размещались города Шонгут, Атрэч, Карабулак, Арабуга, Какриш, Сембер, У век. На слиянии рек Самары и Кипели вырос город Самар.

Шло уплотнение населенных пунктов и в восточном направлении — в бассейнах рек Вятка, Кама и Белая. Возросло значение городов Кирменчук недалеко от Мамадыша, Чаллы на правом берегу Камы, Елабуги.

Экономика. В золотоордынский период повышается значение земледелия, которое и раньше было основной отраслью хозяйства. К богатому черноземью Закамья добавляются подзолистые и суглинистые почвы в районах нового заселения. Земледельцам пришлось осваивать технологию возделывания зерновых культур на этих землях, совершенствовать сельскохозяйственные орудия. В стране в основном сеяли пшеницу, просо, ячмень, овес, появились поля ржи, бобовых культур (горох, чечевица). Технические культуры были представлены коноплей и льном. Археологи нашли семена огурцов, яблок и предполагают наличие огородничества и садоводства.

Страницы: 1 2 3 4 5

В поисках национального лица автономии
Трудное начало. В начале XX в. татарская нация располагала необходимыми экономическими, культурными и кадровыми возможностями для установления и развития своей национальной государственности, могла внести свою положительную лепту в дело демократического преобразования России. Российская революция 1917 г. и Гражданская война осложнили по ...

Джадиды и подъем национальных движений в Туркестане и конце XIX — начале XX в.
На рубеже XIX—XX столетий немногочисленные группы просвещенных мусульман Туркестана искали выход из сложившейся ситуации, мечтая, с одной стороны, возродить национальную культуру и политическую самостоятельность своих народов, а с другой — приобщить их к современной жизни, к достижениям мировой цивилизации и прогресса. Они примкнули к д ...

«Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, ─ непобедима!»
«В годы войны наш народ защищал не только свою землю. Он защищал мировую культуру. Он защищал всё прекрасное, что было создано искусством,»1 ─ писала Татьяна Тэсс. Действительно, советские люди стремились сохранить и уберечь от фашистского варварства всё то культурное наследие, которое им осталось от мастеров прошлого. Ведь герман ...