Основные направления национального возрождения
Страница 13

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

К представителям татарского просвещения Галимджан Ибрагимов 1 относил Габделкаюма Насыри (Каюма Насыри), Хусаина Файзханова, Шихабудцина Марджани, которые, по его словам, выступили во второй половине XIX в. в "едином реформаторском фронте". В дальнейшем в ряды этого "реформаторского фронта" влились многие другие, привнося в него свои мировоззрения, формировались в нем различные направления, отражавшие интересы отдельных классов и слоев общества Общее направление на глобальную модернизацию Татарстана, завершение дела нозрождения татарской национальной жизни при этом сохранялось.

Для обозначения этого феномена в татарской литературе употребляются два понятия: "татарский джадидизм" и "татарское просвещение". Первое понятие употреблялось, в основном, до революции 1917 г. и в первые годы после нее, в том числе Г. Ибрагимовым в 1926 г. Второму понятию отдавал предпочтение М.Х. Гайнуллин. Он отмечал: мысли о европеизации татарской жизни, просвещении i раждан и введении нового (джадидского) светского образования, о приобщении их к русской культуре и любовь к отчизне — вот кредо 1атарских просветителей.

Зачинатели татарского просвещения были хорошо осведомлены о просветительских идеях Западной Европы как непосредственно (особенно через французские источники), так и через русских просветителей, просветителей Египта, Турции, Крыма. Зачинатель крымско-та-гарского просвещения Исмагил Гаспринский часто упоминается татарскими историками в одном ряду с татарскими просветителями. В непосредственном контакте были татарские просветители со своими коллегами из Средней Азии и Казахстана.

Они были учеными-энциклопедистами. К.Ф. Фасеев отмечает, что выпускник Казанского медресе К. Насыри (1825—1902) характеризовался современниками как "сеятель знаний и новых мыслей". Он знакомил татарского читателя с открытиями Колумба и книгопечатником Гутенбергом, написал "Краткую историю России" и "Повесть об Ибн Сина" на татарском языке, в течение 20 лет издавал свои народные календари. Особенно велик его вклад в постановку изучения татарского языка, татарской истории и культуры, естественных наук в татарских школах. Им были составлены и изданы учебники по географии, арифметике, геометрии, грамматике татарского языка.

Глубокий след в татарском просвещении оставил Ш. Марджани — крупный историк, философ, теолог (1818—1889). Свои мысли по проблемам национального просвещения народа, углубления его национального самосознания, о путях и необходимости европейско-светского и исламского образования наиболее обстоятельно он изложил в своей книге "Назурат ал хак ." (Обозрение истины .), опубликованной в 1870 г. в Казани и ставшей известной далеко за пределами страны. Проповедовал Марджани идеи свободы и гуманизма, отстаивал солидарность и взаимную помощь между людьми, столь необходимые для единства нации. В междоусобных распрях, в общем упадке нравов он видел одну из важных причин поражения народа в войне против русских войск в XVI в. Глобальное возрождение Татарстана, включающее национальное освобождение, он связывал с победой просвещения, европейского демократизма в России. Этим он объяснял необходимость исламской лояльности по отношению к существующей власти в те годы. Не случайно позже Фатых Амирхан кратко, но емко отметил: "Безнен хыяллярда Марджани кулягэсе" (В наших мечтах — отблеск Марджани).

В своей неопубликованной книге "Введение к книге "Некрологи предшественникам, заветы потомкам" (Мукаддимэ китаб варииател аслаф ва тахийател ал ахлэф), написанной в 1883 г., Марджапи, как отмечает исследователь М.Х. Юсупов, на исторических примерах ряда стран доказывает, что благополучие государства, повышение культуры и благосостояния народа зиждется на расцвете просвещения и науки и, напротив, спад просвещения и науки ведет к застою, регрессу. Понимал Марджани и особое положение Татарстана, как страны, впитывающей культуру Востока и Запада и вносящей в то же время свой оригинальный вклад в мировую культуру.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Меры по отражению фашистской агрессии
Тяжелая обстановка на фронте, мужественное сопротивление противнику – все это вызвало невиданный всплеск патриотизма, сделав войну общенародным и личным делом каждого. 29 июня 1941 года в Директиве Совнаркома СССР и ЦКВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей был сформулирован лозунг «Все для фронта, все для победы ...

Закат эпохи Брежнева
После инсульта в 1979 году Брежнев практически прекратил управление страной. Вся власть перешла к бюрократии. Для поддержки умирающей экономики активно начали продавать электроэнергию и топливные ресурсы (нефть, уголь, газ). Все слои власти пронизывала коррупция, бюрократия чувствовала свое всевластие и безнаказанность, процветало «теле ...

Год
1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 На военные цели 620 720 3300 5150 9000 10850 15500 На транспорт 805 1238 1694 1876 2144 2400 3376 На управление 800 810 1200 1400 1400 1420 1200 В жилищное строительство 150 185 275 220 ...