По-своему видел проблемы и сформулировал задачи национального возрождения выпускник школы Марджани Хусаин Файзханов (1821—1866). Известный востоковед, хорошо владевший арабским, персидским, русским языками, он был приглашен в Санкт-Петербургский университет в качестве преподавателя восточного факультета. Та-тарское национальное возрождение он связывал прежде всего с хоро-шо поставленным народным образованием, которое, по его мнению, должно было стать государственным делом. Файзханов разработал и представил проект создания государственной татарской гимназии, в которой предусматривалось преподавание на трех языках: татарском, русском и одном из европейских. Он также написал и в 1862 г. опубликовал "Краткую учебную грамматику татарского языка".
Как и его коллеги — просветители, он исследовал историю татарского народа, считая, что знание своей истории, наряду с языковой грамотой, — важное условие национального возрождения. Он открыл и расшифровал многие татарские эпиграфические памятники в районе Тетюш и в Касимовском ханстве. Ему принадлежат переводы мно-щх восточных, в том числе турецких источников. Известны его исследования по истории Крымского ханства.
Татарские просветители не замыкались в рамках внутритатарских национальных проблем. Понимая, что судьба татарского национального возрождения тесно связана с социально-политическим обновлением в России, они были едины в своих высказываниях по поводу процветания русского народа, всех нерусских народов государства. Они считали, например, что в укреплении взаимопонимания и складывании добрых отношений между татарским и русским народами большую роль играет знание татарами русского языка, русскими — татарского языка. К. На-мыри написал и издал "Правила чтения русского языка" (1889), "Грамматику русского языка" (1891), "Русско-татарский словарь" (1892) — татарских школ. В свою очередь, Ибрагим Халфин (1778—1828) и Мухаммадгали Махмудов (1824—1891), преподававшие татарский язык в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете, Салихд-кан Кукляшев, обучавший татарскому языку курсантов в Неплюевском кадетском корпусе в Оренбурге, составили учебники, учебные пособия, словари по татарскому языку для русских учебных заведений ("Азбуку и грамматику татарского языка", "Татарскую хрестоматию", "Словарь к татарской хрестоматии" и др.)
Просвещение, как бы мы его высоко ни ценили, не было панацеей
от всех бед. Оно не стало идеей, реализующей абсолютную справедливость. Оно не заняло место существовавших религий, не превратилось в мировую религию. Просвещение — это сама живая жизнь народа, его призвание — поднять способность народа, его социальных структур, находить наиболее оптимальные пути развития общества. Просвещение, его идеи учат тому, как надо учиться у живой жизни своего времени и вырабатывать соответствующие новые идеи как руководство для данной ситуации. В этом смысле просвещение непреходяще.
Проявления национального и социального протеста. На ниве возрождения в первое время наиболее активно действовали новые слои
общества — предприниматели периода промышленного переворота, новая интеллигенция. Постепенно социальная активность охватывает и народные низы. Эта активность выражалась прежде всего в позитивной деятельности, направленной на национальное возрождение. Одновременно росла социальная активность народа и в области национального и социального протеста против национального гнета и социальной несправедливости.
Последствия гражданской войны
И красные, и белые на своих территориях проводили политику террора. Экономика страны находилась в крахе, население беднело. За годы войны погибло около 8 миллионов человек. Часть населения бежало за границу. Заслугой большевиков стало сохранение политической независимости России. ...
Южное направление
Первоначально внешнеполитическая деятельность Петра I была сориентирована на южное направление. В 1695 и в 1696 году он предпринял два похода на город Азов.Первый поход окончился неудачно из-за отсутствия единого командования, слабой инженерной подготовки и отсутствием военного флота в Азовском море. Второй поход окончился взятием Азова ...
Военно-разведывательные экспедиции в Прииртышье
После завершения присоединения Западной Сибири, в конце XVI в. границы Российской империи вплотную соприкоснулись с кочевьями Казахского ханства в степном Прииртышье. Стремясь к упрочению своих позиций в этом регионе и обеспечению безопасности новых восточных границ, царское правительство основало ряд военно-административных городов-кре ...