В период Гражданской войны в России, особенно на ее завершающем этапе, значительная часть татарского населения оказалась в эмиграции. Это были в основном татарские офицеры — участники российского белогвардейского движения, татарские политические деятели — члены российского Учредительного собрания, не согласные с актом его роспуска, татарская интеллигенция, не примирившаяся с коммунистической идеологией, татарские предприниматели, насильственно изгнанные из хозяйственной сферы. Эмиграция оказалась выражение ем протеста против навязанного России и Татарстану социалистического эксперимента. Многие из эмигрантов были уверены, что большевистская власть в России скоро рухнет и продолжали в эмиграции свою деятельность, создавая альтернативные национальные организации, предлагая альтернативный путь татарского национального развития. Так сформировались за границей (на Востоке — в Маньчжурии, на Западе — в Турции, Германии, Франции) отделения татарского национального движения, которые были связаны с мировым демократическим движением, в том числе с русской эмиграцией. В 1922 г. С. Мак-суди, Ф. Туктаров участвовали в Парижском совещании членов российского Учредительного собрания, оказавшихся в эмиграции. Во временности коммунистической власти, продолжавшей имперскую политику в новом издании, был уверен Гаяз Исхаки, оказавшийся в Маньчжурии. Переехав в Западную Европу, он вместе с Фуатом Тук-таровым создал Комитет "Идел-Урал". В 1933 г. в Берлине он опубликовал свою книгу "Идел-Урал", в которой писал, что революционные преобразования в России еще не закончены, что они закончатся только тогда, когда принесут "освобождение народам Зостока Европы". С 1935 по 1945 г. в Мукдене выходила созданная Гаязом Исхаки газета "Милли байрак" (Национальное знамя). Вокруг газеты объединились местные татарские писатели, сохранялась арабская графика татарской письменности, когда в Татарстане была уже кириллица. С именем Гаяза Исхаки связано образование в 1955 г. в Турции "Общества культуры и взаимопомощи тюрков И дел-Урала".
Японский офицер
В возрасте 20 лет он впервые приехал в Японию, где и примкнул к китайскому революционному движению. Внешне он был тогда типичным молодым человеком из Китая с длинной косой на спине. В знак своей решимости он стал участвовать в антимонархической антиманьчжурской революции в апреле 1906 года и, находясь в Токио, срезал свою косу, отослав ...
Предпосылки образования древнего государства в Татарстане
Древняя Восточная Европа. Большинство историков считает, что территорию древней Восточной Европы занимали в основном финно-угорские народы, восточные славяне и тюркские племена. Они прошли свою древнюю историю одновременно с другими народами периферии древнеримской империи (варварскими народами) в I тысячелетии н.э. Древняя Восточноевро ...
Культурная революция и культурная жизнь в СССР в 20 - 30-е
гг. XX в.. Культурная революция
(1917-1928 гг.)
Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявилось в культурной жизни общества.
Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в её развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему госуд ...