После освобождения Ямбурга тело Николаева было перевезено в Петроград, гроб установили в здании окружного военного комиссариата на Дворцовой площади, в зале, убранном красной и черной материей и цветами. На многих венках виднелась надпись: «Другу народа». Вначале было решено похоронить Николаева на Марсовом поле, рядом с Володарским, Урицким и другими борцами за революцию, но затем по желанию вдовы, похоронили в Александро – Невской лавре.
5 октября 1919 года трудящиеся Петрограда проводили народного героя в последний путь. В торжественном траурном шествии приняли участие партийные, профсоюзные и другие организации, в момент похорон с бастионов Петропавловской крепости прозвучал орудийный салют.
«Петроградская правда» 5 октября 1919 года в передовице «Слава герою», писала:
«Сегодня рабочие, работницы, красноармейцы и матросы г. Петрограда хоронят бывшего генерала-майора царской армии Николаева. Явление необычайное в истории рабочее – крестьянской революции. Рабочие привыкли скрещивать шпаги с царскими генералами, рабочим приходилось вести с ними не на жизнь, а на смерть.
Почему трудящиеся Красного Петрограда, передового города революции, хоронят сегодня генерала-майора Николаева. Потому что в нем они видят своего товарища по борьбе, против врагов революции, потому что Николаев умер за дело рабочих и крестьян».
25 января 1922 года Советское правительство посмертно наградило генерала Николаева орденом Красного Знамени.
В те же майские дни 1919-го погиб и первый председатель Ямбургского ВРК, организатор Ямбургского комитета РКП(б) Н.К. Жуков, отозванный в конце 1918 г. в Петроград для работы в органах государственного контроля. Во время поездки на фронт Николай Константинович, не знавший точного расположения частей, в районе станции Вруда попал в руки белых, был опознан офицерами, ранее служившими в Ямбурге, и доставлен в Волосово, где был и расстрелян.
15 мая в Лужскую губу вошли английские суда с отрядами добровольцев-ингерманландцев. Под прикрытием артогня белогвардейцы начали высадку у деревни Краколье и Косколово. Взята деревня Лужица. На следующий день отряд из 350 белогвардейцев занял район Пески-Лужицы-Косколово и начал наступление в направлении Нарвского шоссе и Балтийской железной дороги.
16 мая у деревни Муравейно (это деревня находилась на левом берегу Луги в 4 км от Ивановского, разрушена в годы Великой Отечественной и сейчас не существует) белые большими силами переправились на правый берег реки. С ним вступили в бой 171-й стрелковый полк красных и дивизионная школа. Однако силы были неравны.
Наступательные действия белых на Ямбургском участке фронта героически отражали части 6-ой дивизии 7-ой армии (начдив Солодухин, военком Бакланов). На самом правом фланге этого участка, примыкавшего к Финскому заливу, действовали 50-й стрелковый полк (командир полка Никулин, военком Паршин) и 49-й стрелковый полк (комполка Торф, военком Смирнов). Кроме этого, по самому побережью Финского залива самоотверженно сражались отряды красных моряков Балтийского флота и курсантов военно-морских училищ Петрограда.
Ярким примером героизма и самопожертвования моряков является бой под деревней Урмизно.
Сюда белые стянули довольно значительные силы Ингерманландского полка. Отряд красных моряков, среди которых значительную часть составляли курсанты Петроградского военно-морского командного училища (в советское время училище имени М.В. Фрунзе), форсировав реку Систу, пройдя бор и болото, вышел на покос и поле. С винтовками наперевес бросились моряки на врага.
Яростно хлестал винтовочно-пулеметный огонь, била шрапнелью артиллерия белых. Подожженная артиллерийским огнем, горела деревня Ново-Устье, а моряки с криком «ура» все шли и шли вперед. Деревня Урмизно была взята. Белогвардейцы не могли выдержать натиска моряков и в панике бежали, оставив здесь даже свои пушки.
Три дня (с 13 по 15 мая) 6-я дивизия РККА удерживала линию фронта под Нарвой, но для частей 6-ой дивизии, возникла угроза окружения. 16 мая они получили приказ оставить Ямбург. Отход красноармейских частей, двинувшихся по лесной Копорской дороге на деревню Килли, прикрывал ямбургский партизанский отряд С.А. Атолайнена, состоящий из коммунистов и советского актива, а на участке железной дороги между Тикописью и Веймарном-бронепоезд №6 им. Ленина. 17 мая Ямбург был оставлен.
Жители города, их занятия и благосостояние
Идея строительства в губернском городе Смоленске железной дороги (именно так официально именовался в то время трамвай) появилась еще в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве (в 1892 году) и Нижнем Новгороде (в 1896 году). 26 марта 1898 года Постановлением Смоленской городской Думы строительство электрической ста ...
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века
К началу ХХ века Россия подошла с массой нерешенных проблем. Эти проблемы во многом порождались неоконченностью реформ, начатых императором Александром II. С одной стороны Россия активно капитализировалась, но с другой стороны, дворянство пыталось сохранить старые порядки и свои привилегии.
Социальная структура общества.
Успехи эконом ...
Международные контакты германских городов.
Образование вышеупомянутых торговых компаний и является началом Ганзы. Первая ганза возникла во Фландрии, где в 1200 г. в городе Брюгге, который в то время являлся первым торговым городом севера, образовалось товарищество из 17 городов, с определенным уставом, которое вело оптовую торговлю с Англией и носило название фландрской ганзы; т ...