Большинство предметов ремесла, как и раньше, шло на удовлетворение домашнего хозяйства. Военное оружие и снаряжение делались по заказу вождя дружины и дружинников. Возрастал вес предметов ремесла, предназначенных для украшения личной жизни человека. Производство дополнительной продукции земледелия, скотоводства, охоты, а также ремесла поднимает обмен на новый уровень, приводит к рождению зачатков рынка.
Искусство. Искусство, как и разум и речь, проистекает из биологической предрасположенности, заложенной в человеке, и развивается на базе социального опыта. Основанная на разуме речь выражает предметы и явления окружающего мира отвлеченными понятиями. Искусство, рождаемое разумом и чувством, дает представления о них через художественные образы в чувственно-наглядной форме. Искусство такое же древнее, как разум и чувство человека, оно появилось одновременно с речью, развивалось параллельно с ней.
Общей с речью чертой искусства является и то, что оно носит й себе этническую характеристику. Этнические особенности искусства, возможно, начинают формироваться в то же время, когда происходило языковое обособление племени. К этому же времени можно отнести этнохудожественное направление в ремесле. Об этом свидетельствуют предметы искусства, представленные в коллекциях приказанской, ананьинской, пьяноборской, именьковской и других культур. В этих коллекциях, особенно для более раннего периода, много глиняных женских фигур, что связывается с культом женщины. Найденное оружие часто оказывалось украшенным изображениями зверей или хищных птиц. В коллекции ананьинцев представлены костяные головки лося, фигурки литых бронзовых птиц с раскрытыми крыльями, двуглавых и трехглавых птиц и т.д. Найдены образцы геральдики, отражающие характерный для ананьинцев стиль узоров. Встречаются изображения, приближающиеся к магическим символам. Среди личных украшений человека — браслеты и бусы из цветного стекла. Среди бытовых изделий — орнаментированная керамическая посуда.
Духовная культура. Духовная культура человека настолько же древняя, как и материальная. Она не является вторичным, отраженным светом материальной жизни людей, а представляет собой равноправный компонент.образа жизни человека вообще и цивилизации в целом. Духовная культура — продукт той интеллектуальной деятельности человека, в которой преимущественно отражаются его психологические и эмоциональные переживания.
Остовом духовной культуры издревле выступает миропонимание человека в широком смысле этого слова: оценка прожитой жизни и закрепление общепризнанных позитивных уроков этой жизни в виде традиций; ценностные ориентиры на то или иное восприятие социальных явлений современной ему жизни, выраженные в правовых и нравственных нормах; идеалы, нацеливающие человека на будущее. В целом же это миропонимание выражается обобщающим понятием "верования".
Большинство историков склонно считать, что первобытные верования сложились еще в эпоху палеолита, начиная с 50-х тысячелетий до н.э. На первых порах, до возникновения письменности и мировых религий, эти верования людей нашли отражение в искусстве, о чем мы уже говорили, в погребальных обрядах, о чем дает представление изучение могильников, и в мифологии — дошедших до нас устных преданиях того времени. Ученые предполагают, например, что подобные Каповой пещере1 гроты с красочными изображениями могли уже в то время служить местом для совершения ритуальных обрядов как предвещающих (перед охотой), так и отмечающих (после охоты) удачу. Люди верили в магические силы, обеспечивающие удачу.
Древнейший человек уже тогда был расположен мыслить философски и старался вникнуть в суть своей жизни. Веруя в свое бессмертие, он строил гробницы, устанавливал и выполнял определенные погребальные обряды. Как свидетельствуют исследованные могильники, хоронили умерших с украшениями, оружием, орудиями труда, запасами пищи. Следовательно, уже тогда сложилась вера в "мир мертвецов". Тела погребаемых обсыпали кровавиком — природной минеральной красной краской, заменяющей, как думали, кровь — источник жизни, вместилище души.
Правотворческая деятельность в Чехии XV – XII вв.
Избрание Владислава Ягеллона, чей отец Казимир IV был польско-литовским государем, на престол Чехии, а затем и Венгрии отражало характерную для Центральной и Восточной Европы тенденцию к образованию многонациональных государств. Заключение чешско-венгерского династического союза было форсировано возросшей к исходу XV в. турецкой угрозой ...
Джадиды и подъем национальных движений в Туркестане
и конце XIX — начале XX в.
На рубеже XIX—XX столетий немногочисленные группы просвещенных мусульман Туркестана искали выход из сложившейся ситуации, мечтая, с одной стороны, возродить национальную культуру и политическую самостоятельность своих народов, а с другой — приобщить их к современной жизни, к достижениям мировой цивилизации и прогресса. Они примкнули к д ...
Причины победы большевиков в Гражданской войне
1) поддержка красной армии крестьянством и сельской беднотой;
2) поддержка национальными окраинами;
3) отсутствие единства среди руководителей белого движения;
4) непопулярность белого движения среди населения страны;
5) весной 1919 года по странам Европы прокатилась волна революционных выступлений. Антанта была занята ликвидацией э ...