В конце 20-х годов формируются две основные точки зрения на дальнейшее развитие СССР. Первая из них связаны с именами Бухарина, Рыкова и Томского
, которые выступили за дальнейшее развитие кооперации, снижение налогов на сельское хозяйство, создание регулируемого рынка. Целью этой политики они ставили повышение жизненного уровня населения. Другую точку зрения высказали Сталин, Куйбышев и Молотов
. Они отвергали возможность равномерного развития всех сфер экономики и предлагали ускоренно развивать тяжелую промышленность, в деревне провести коллективизацию и регулировать экономику при помощи бюрократического аппарата. В этом споре большинство членов партии выступило на стороне Сталина, что привело, в конечном итоге, к укреплению партийно-хозяйственной бюрократии и окончательному отходу от элементов рыночной экономики.
Завершением поворота к сталинскому «большому скачку» произошел в конце 1929 года. В статье Сталина «Год великого перелома» планировалось быстрыми темпами провести коллективизацию в деревне, добиться резкого увеличения производства и экспорта зерна и на вырученные средства провести модернизацию тяжелой промышленности. Сама коллективизация стала величайшим насилием над крестьянством. Раскулачиванию подверглось около 15% процентов хозяйств, при общей численности зажиточных хозяйств в 4%. Таким образом, раскулачивали не только хозяйства зажиточных крестьян, применявших труд наемных батраков, но и хозяйства достаточно крепкие, державшиеся только трудом самих владельцев (середняков).
В промышленности пересмотр плановых заданий в сторону их увеличения произошел вскоре после принятия первого пятилетнего плана. Перевыполнение плана в короткие сроки велось с перенапряжением сил, нарушением технологии производства, что приводило к авариям. Широко эксплуатировался труд энтузиастов (стахановское движение) и заключенных. При авариях руководители предприятий обвинялись во вредительстве и арестовывались.
К 1933 году стало понятно, что показатели первой пятилетки были провалены. Планы второй пятилетки были более реальные и экономически обоснованные. Стремясь не провалить выполнение второй пятилетки бюрократия стала широко практиковать приписки показателей, создание улучшенных условий для рекордов и т.п. И хотя вторая пятилетка в целом была также не выполнена, но она закончена с более лучшими показателями, чем первая, что создавало видимость благополучия. В целом за две пятилетки было увеличено рост Валового внутреннего продукта (ВВП), созданы новые отрасли производства (авиационная, автомобильная). Но рост шел без создания новой технической базы и только в отраслях тяжелой промышленности и военно-технического комплекса.
Социальная политика
содержала элементы лавирования. При жесточайшем напряжении всех сил и эксплуатации сохранялись основные социальные льготы (пенсии, семичасовой рабочий день, двухнедельный отпуск), что создавало видимость социальной справедливости. Но большинство населения и прежде всего крестьянство (до 60%) этих социальных льгот не имело. Качество социальных благ оставалось низким.
Таким образом, в 30-е годы была создана мощная тяжелая промышленность с высоким военным потенциалом. Вместе с тем СССР оставалось в целом аграрной страной. Интересы личности были подчинены интересам государства. Развитие тяжелой промышленности шло за счет эксплуатации сельского хозяйства и социальной сферы.
Реформы юлия цезаря
Во всей реформаторской деятельности Цезаря ясно отмечаются две основные идеи. Одна - необходимость объединения римского государства в одно целое, необходимость сгладить различие между гражданином-хозяином и провинциалом-рабом, сгладить рознь национальностей; другая, тесно связанная с первой, - упорядочение администрации, тесное общение ...
Храмовые архивы гос-в Древнего Востока
Храмы наряду с культовыми задачами, все больше сочетали в себе функции политических органов власти и управления. Примером храмового и одновременно архива полиса являлся Метроон - хранилище государственных документов Афинской республики, построенный при Периклев V в. до н.э. В Метрооне хранились важные государственные акты, торговые дого ...
Премьер-министр, исполняющий обязанности президента
(1999-2000)
9 августа 1999 года Путин был назначен исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации, на этом посту сменил отправленного в отставку Сергея Степашина. Кроме того, Ельцин в телевизионном обращении представил Путина как своего преемника на президентском посту. Путин тут же заявил о твердом намерении баллотироватьс ...