Происходят коренные изменения и в составе духовенства. С упразднением монашества исчезла типичная для раннего феодализма сложная церковная иерархия, в том числе епископат, пополнявшийся из среды монашества. Католических священников, посвящаемых в сан епископами и обладающих якобы особой «благодатью», передающейся им епископами от самого папы, отныне заменили пасторы — проповедники, избираемые прихожанами. После ликвидации епископата управлять церковью стали светские чиновники, назначаемые королем. Был отменен и обет безбрачия для духовенства. Лютеранство объявлено официальной религией Швеции, исповедовать католическую религию запрещалось; лютеранство было столь же нетерпимо к другим вероучениям, как и католичество.
Проведение реформации имело важное и неоднозначное значение для развития шведской культуры. Замена латинского языка в церковном культе шведским ускорила развитие национальной письменности и литературы. Вместе с тем влияние реформации было не только положительным. Закрылись многие церковные и монастырские школы, уничтожались средневековые рукописи. Это привело к упадку в школьном образовании. Отказ от культа святых, от почитания мощей и икон повлек за собой истребление накопленных в церквях многочисленных памятников средневековой живописи и прикладного искусства.
Главным политическим итогом Реформации было укрепление государства. Уничтожив политическую самостоятельность и экономическое могущество церкви, Густав Ваза превратил шведскую церковь из соперника королевской власти в прочную опору и надежного служителя этой власти. Наряду с укреплением социальной опоры монархии (земельное дворянство и верхушка городского бюргерства) Реформация способствовала решению и самой острой проблемы, стоявшей перед шведским правительством в первые годы после свержения Датской власти,— пополнения казны. Правительство расплатилось с долгами и вышло из финансового кризиса. Позднее в собственность государства перешла значительная часть земель церковных феодалов, что намного увеличило богатства казны; со временем правительство присвоило и право сбора поголовного налога в пользу церкви — десятины, оставляя себе две ее трети.
Преемник Густава Вазы Эрик XIV укреплял шведскую централизованную монархию. С середины XVI в. Швеция включилась в борьбу за господство в Балтийском море. В это время грузооборот на Балтике рос из года в год. Экономическое преобладание в этом районе Европы переходило тогда от дряхлеющих ганзейских городов к голландцам. Военное господство цепко держала в своих руках Дания, владевшая обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтики. В этих условиях взоры шведских королей и дворянства обращались к наиболее доступной и вместе с тем богатой добыче — к землям слабого в военно-политическом отношении Ливонского ордена в Восточной Прибалтике. Обладание Левонией — одной из житниц Европы — было ценно не только само по себе. В Риге, Ревелье и Нарве сходились торговые пути с Востока, из России и Литвы, из далеких азиатских стран. Традиции грабительских «восточных походов» были живы среди потомков шведских викингов и крестоносцев. Уже Густав Ваза незадолго до своей смерти пытался (в 1554 г.) возобновить агрессию против Русского государства в Карелии, но неудачно. Успехи Ивана Грозного в Ливонской войне встревожили шведов так же, как и других западных соседей России. Король Эрик XIV не замедлил захватить часть земель Ливонского ордена. В 1561 г. шведы овладели Ревелем (Таллином) и северной частью Эстонии. Семилетняя война 1563— 1570 гг. велась между Данией и Швецией в значительной степени из-за того, в чьих руках будет находиться балтийская торговля с Русским государством. Шведские феодалы изо всех сил стремились не допустить утверждения крепнущего Русского государства на берегах Балтики. Это нашло свое выражение в трех русско-шведских войнах — с 1570 по 1535 г. В XVI в., однако, шведам еще не удалось оттеснить Русское государство от Финского залива.
В ходе Ливонской войны создался военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой, направленный своим острием против России. При шведском короле Иоанне III (1568—1592 гг.) в Швеции стало заметным влияние польской культуры и католицизма. Шведское богослужение стало приобретать католические черты. Сближение обоих государств проявилось и в заключении династических браков. С 1592 г. Швеция и Польша оказались соединенными личной унией: воспитанник иезуитов Сигизмунд III был одновременно королем Швеции и Польши. Для Швеции возникла угроза католической контрреформации и подчинения Речью Посполитой.
Национально окрашенное антикатолическое движение мелкого дворянства, горожан и массы податных крестьян возглавил младший сын Густава Вазы, герцог Карл. Сигизмунд был в 1599 г. изгнан, а феодальная аристократия, на которую он опирался, подверглась суровым преследованиям.
Значение крестьянской реформы 1861 Г.
Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами – феодализму и капитализму, создав условия для утверждения капитализма как господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развива ...
Городское сословие (посадские и городские люди)
До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Петр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Петр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все ...
Россия в XVII веке: особенности социально-политического развития. Рост
государственной территории.
Общая характеристика.В XVII веке в России сложились предпосылки к петровским реформам. В экономике усиливается значение крепостного труда, завершается формирование единого общерусского рынка и географическая специализация территорий. В социальной жизни постепенно теряют свое значение Земские соборы и развивается абсолютная монархическая ...