Реформация в Швеции
Страница 2

История » Реформация в Швеции

В церквях и монастырях постепенно сосредоточились крупные движимые ценности — золотая и серебряная утварь, дорогие иконы, серебряные статуи святых и т.д. Тем самым большие средства, собиравшиеся с населения, изымались из обращения, правительство же постоянно ощущало острый их недостаток.

Охватившее церковников в XV — начале XVI в. стремление к обогащению способствовало падению авторитета католической церкви в широких слоях населения. Богослужение, производившееся полностью на латинском языке, было непонятно, поэтому идейное влияние церковной службы на массы было невелико.

В реформе церкви в Швеции было заинтересовано, прежде всего, дворянство. Оно хотело получить земли, скопившиеся в руках церкви, особенно перешедшие за последние десятилетия во владения монастырей. Городское сословие было заинтересовано в создании «дешевой» церкви, не стремящейся к обогащению и не обременяющей поборами население. И даже передовая часть духовенства, видевшая упадок католической церкви, хотела «очистить» церковь от ее пороков, отказаться от накопления имущества, сосредоточить всю свою деятельность на выполнении чисто духовной миссии.

Как известно, борьба за реформу католической церкви развернулась с 10-х годов XVI в. в Германии, где в 1517 г. в Виттенбергском университете открыто выступил с призывом к реформации Мартин Лютер. Там же, в Виттенберге, учился молодой швед Олаус Петри (1493—1552), ставший ревностным последователем нового учения. Вернувшись на родину, он стал первым проповедником лютеранства в Швеции. За ним последовали и другие священники в разных местах Швеции.

Ослабление позиций католической церкви после 1523 г. облегчило проповедь реформации. Олаус Петри, его брат Лаврентий Петри, Лаврентий Анд-реэ и их ученики энергично проповедовали лютеранство. Король покровительствовал их деятельности: Олаус Петри был переведен в Стокгольм и назначен «городским писцом» (секретарем городского управления), а в главном столичном соборе ему была предоставлена проповедническая кафедра. Благодаря деятельности Олауса Петри и его последователей лютеранство быстро распространилось в кругах столичного бюргерства. В соответствии с учением Лютера богослужение в стокгольмских церквях с 1525 г. стало вестись по-шведски. Прихожане понимали весь ход богослужения и активно участвовали в нем чтением молитв и пением псалмов. В 1526 г. был завершен перевод на шведский язык Евангелия; в том же году оно было опубликовано.

Тем временем шведские католические прелаты продолжали борьбу против одержавших победу прогрессивных сил страны. Видные церковные деятели участвовали в организации антиправительственных волнений в Далекарлии в 1524—1525 и в 1527 г. В создавшейся обстановке католическая церковь стала главной реакционной силой, препятствовавшей дальнейшему укреплению шведского государства.

В 1527 г. Густав Ваза открыто приступил к проведению реформы церкви сверху средствами государственной власти. Это была «королевская реформация». На риксдаге 1527 г. в Вестеросе королю удалось добиться поддержки высшего сословия страны — дворянства, поставив вопрос о секуляризации церковных земель. Политическую линию короля поддержали сословия горожан и крестьян. Риксдаг вынес постановление: отобрать у епископов принадлежавшие им замки, ограничить число их слуг, передать в распоряжение короля «излишки» доходов епископов, соборных церквей и монастырей, предоставить дворянам право на возврат ранее принадлежавших им земель, за предшествующие три четверти века перешедших во владение духовных феодалов.

Собственность церкви фактически перешла под управление короны, а большая часть церковной Десятины стала поступать в казну. Спустя некото­рое время епископы, оказавшись не в состоянии собирать с остатков своих владений требуемую сумму налогов в казну, вынуждены были добровольно отказываться в пользу государства от своих земель. Монастырские земли постигла та же участь. К середине XVI в. церковное феодальное землевладение было ликвидировано. Без этого источника доходов постепенно закрывались и шведские монастыри, монахи уходили в «мир». Движи­мое имущество монастырей и епископов — деньги, золотая и серебряная утварь — было взято в казну. С выполнением этих постановлений в Швеции были ликвидированы полуавтономные церковные владения и окончательно уничтожена база для самостоятельной роли церкви в Швеции.

Главой шведской церкви был объявлен король. Во всех церквях Швеции латинское богослужение было заменено службой на местном языке. Прежний католический культ с его пышной средневековой театральностью сменился строгим лютеранским культом, в котором главное внимание направлено не на внешние формы, не на механическое выполнение обрядов, а на внутреннее идейное содержание религиозных действий. В упрощенном богослужении главное место заняли проповедь, совместное чтение церковных книг и пение псалмов. Был упразднен культ святых, а с ним и почитание мощей, икон и священных статуй, многочисленные религиозные праздники. Сильно упростилось внутреннее устройство и убранство церквей, откуда были почти полностью изъяты иконы, статуи и художественная резьба. Были отменены посты и большинство так называемых таинств.

Страницы: 1 2 3 4

Воцарение династии Романовых. Конец «Смутного времени». Подготовка к избирательному Земскому Собору
Особое место в системе государственных органов России занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI до середины XVII века. Их со­зыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и по­садов. Духовная и светская аристократия представляла собой э ...

Развитие капитализма в России во второй половине XIX века. Завершение промышленного переворота
Реформы 60–70-х годов придали значительное ускорение экономическому развитию страны и во второй половине XIX века происходит перестройка всего хозяйства страны. Освобождение крестьян дало возможность расширить применение наемного труда, что способствовало накоплению капитала и развитию капиталистических отношений. Однако вместе с тем в ...

Древнейший Татарстан. Истоки цивилизации Волго-Урала
Геосфера Волго-Урала. Географические условия для жизни человека в древнейшем Татарстане складывались из сочетания трех факторов: горного ландшафта Урал тау, долин рек Волга (Итиль), Кама (Чулман) и др., сравнительно мягкого климата лесостепной зоны. Урал тау, как и Аппалачи в Америке, считается одним из древнейших горных образований на ...