1 февраля 1907 года у роскошной белой юрты в селе Мады, в нескольких верстах от древнего Оша, собрались огромные толпы народа. Старики в парадных халатах с царскими медалями, джигиты на лошадях в богатом убранстве, русские офицеры с золотыми погонами .
В плотном живом кольце время от времени образовывались коридоры: стоящие в угрюмом молчании люди пропускали к юрте энаменитых ошских таби и русских военных лекарей.
Увы, все усилия врачей были напрасны.96-летняя царица Алая покинула бренный мир.
. От того трагического февральского дня 1907 года до дня сегодняшнего прошло меньше лет, чем Курманджан-датка прожила на свете. Такие долгожители - редкость и сейчас. А в начале XX века продолжительность ее жизни представлялась современникам настоящим чудом.
Еще в 1832 году, когда Пишпек был небольшой кокандской крепостью, Курманджан Маматбай кызы сочеталась браком с Апымбеком-даткой, правителем Алайской долины.
В начале нынешнего века они были очень популярны. Слава "алайской царицы" Курманджан-датки гремела на всю Российскую империю. А гербами Оша, Пишпека и Пржевальска жители одноименных уездов весьма гордились. Затем, на протяжении семи-восьми десятилетий XX века, ситуация была совсем иной. Замеченным в родстве с "великой царицей" ее потомкам объявляли выговоры "за сокрытие социального происхождения".
Что касается старинных кыргызстанских гербов "с феодально-монархической символикой", то они были просто забыты.
История жизни выдающегося государственного деятеля Кыргызстана Курманжан-датки достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей, бережно передаваемым из поколения в поколение.
Русские и зарубежные путешественники, ориенталисты Генерального штаба России, другие военные деятели и чиновники колониальных властей, посещавшие - юг Киргизии, обязательно наносили визит Курманжан-датке, т.к им важно было знать позицию влиятельной правительницы "беспокойных", вольнолюбивых южных киргизов.
На представителей европейской цивилизации, получивших, как правило, блестящее образование, мудрость и государственный ум Алайской царицы оказывали столь глубокое впечатление, что они считали своим долгом опубликовать его в научных журналах. Статьи о ней выходили не только в русских, но и французских, немецких, польских изданиях.
По большому счету, в том, 1907, году на похоронах великой царицы Алая кыргызы и русские, узбеки и казахи кыргызстанских земель впервые собрались на своего рода неформальный курултай.
"Алайскую царицу" похоронили на кладбище Сары - Мазар с видом на священную ошскую Сулейман-гору.
Курманжан-датку уважали и почитали при жизни. Не забыли ее и после смерти. Кыргызстан может гордиться тонким и мудрым политиком, а народ своей дочерью. Истинной дочерью Востока.
[1] Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991
[2] Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991
[3] "Горная царица Курманжан датка и ее время" А. Какеева
[4] Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1998
Эволюция производств.архивов в США в 17-19 в
В раннеиндустриальный период смешанный характер собирания документов. Отсутствие какой-либо явной специализации и профильности по видам деятельности, отраслевым признакам или функциям. Основой всему по-прежнему являлся семейный архив фермера с соответствующим составом и содержанием хранящихся в нем материалов. К 40-м годам XIX в., когда ...
Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII веке
Главными направлениями борьбы Руси в XIII веке было южное
(татары) и западное(немецкие рыцарские ордена и Швеция). ...
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в этот период, как и раньше, оставалось основой экономики страны, а сельские жители преобладали в составе населения (к концу века в городах проживало около 4 %).
Развитие аграрного производства имело, в основном, экстенсивный характер и достигалось за счет следующих факторов:
1.Рост населения, что обеспечивалось как ...