Восхождение Ивана Грозного к единовластию было долгим и трудным. Оно прошло через различные этапы, каждый из которых был необходимой ступенью этого восхождения. Даже собственная система взглядов царя приобрела законченный вид лишь в начале 60-х гг.
До венчания на царство, в годы боярского правления мальчик, а затем юноша великий князь московский был "пленником" боярской олигархии, правившей страной. Поставка медицинского оборудования
Несмотря на ранние проявления своего властного характера, молодой великий князь оставался орудием в руках то одной, то другой боярской клики. Трудно сказать, как долго пришлось бы Ивану IV оставаться "боярским" царем, если бы не июньское восстание1547г.
Московские события показали царю Ивану, что высокий титул сам по себе не дает ни силы, ни защиты, если носитель этого державного титула не обладает реальной силой.
Для того чтобы укрепиться царская власть оказалась заинтересованной в проведении программы реформ, создания общегосударственного законодательства, упорядочения взимания всякого рода налогов и даней.
Для достижения важнейшей цели - увеличения и укрепления дворянского войска нужен
был фонд выдачи "оклада" каждому дворянину, т.е. земля. В силу этой необходимости, а также в интересах укрепления своего авторитета главы государства царь Иван становится активным участником выработки внешнеполитической линии, направленной на расширение государства. Речь прежде всего идет о завоевании Казанского ханства.
К началу 1549г. влияние на Ивана IV костромского дворянина А. Адашева и протопопа Сильвестра значительно усилилось. Они представляли интересы не только боярства, но и широкого круга феодалов. С именем А.Ф. Адашева связаны реформы 1540 - 1550-х гг. Так же с ним историки справедливо связывают и успехи внешней политики Русского государства в середине XVI в.
Одновременно в Думе выделился небольшой круг лиц, который князь Курбский позднее по польскому образцу назвал "Избранной радой". Главным лицом в правительстве Избранной рады с 1549г. был А.Ф. Адашев. Адашев обладал широким политическим кругозором. В течение десятилетия, будучи у кормила власти, он сумел наметить важнейшие направления внутренних преобразований, часть которых удалось провести в жизнь.
Позднее царь будет всячески чернить своих бывших соратников. Трудно сказать с самого ли начала испытывал Иван IV ненависть к своим советникам, вызванную вынужденным подчинением и смирением, или она созрела в нем постепенно. Так или иначе, его согласие с Адашевым и Сильвестром в течение многих лет стойко выдерживало весьма тяжелые испытания.
Созыв собора 27 февраля 1549г., получившего в литературе название "Собора примирения", свидетельствовал о превращении Русского государства в сословно-представительскую монархию. Земский собор ограничил права крупных феодалов, расширив права дворянства. Была выдвинута широкая программа реформ управления, таможенной и земельной политики, в согласии с нею был составлен судебник, проведены земская и другие реформы.
Новорожденная монархия в лице Ивана Грозного имела к вопросу о характере царской власти свое отношение. Она тяготела к единовластию, к созданию и укреплению монархической системы правления, неограниченной ни в какой форме, ни в какой степени, ни с чьей стороны. Однако для того чтобы стать реальностью, единовластие нуждалось не только в формальном его провозглашении, не только в намерении самого монарха быть самодержавцем и даже не просто в поддержке тех или иных влиятельных социальных слоев. Как и всякое государство, оно нуждалось в организованной политической силе - в собственных вооруженных отрядах и в аппарате власти.
Одним из первых решений правительства, которое была вынуждена утвердить Боярская дума, явился указ о местничестве 1549г. Назначение на службу стало государственной обязанностью. Неисполнение ее влекло наказание. Арбитром в решении местнического спора стал глава государства. Служебное начало при назначении на должность было поставлено выше родового.
Наиболее эффективной формой создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники и старосты становились "чиноначальными" людьми государства.
Создавая таким способом широкую, разветвленную систему служащих ей чиновников, центральная власть избавляла себя от недовольства подданных из-за их злоупотребления.
Реформы, проводимые в этой области, больше чем что-либо другое, помогало создать впечатление, что власть является защитником интересов "всей земли", что царь и его советники устанавливают "суд и правду" для всех, "кто ни буди".
Важнейшие законодательные меры фактического правительства - новый Судебник 1550г. и учреждение повсеместно выбранных земских властей - были связаны между собой неразрывно. Судебник 1550 г. в категорической форме требовал участия присяжных заседателей при каждом судебном разбирательстве, проводимом судьей, назначенным государством - наместником или его подчиненным. Судебник ставил наместников под прямой и жесткий контроль со стороны местных земских властей - городовых приказчиков как представителей уездного дворянства, а также дворских старост и целовальников как представителей посадских людей и крестьян. Так же были ликвидированы привилегии монастырей, затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путём увеличения размера пожилого.
Нападение Германии и причины поражения Красной Армии
22 июня 1941 года, нарушив Пакт о ненападении, германские войска вторглись на территорию СССР на всем протяжении западной границы. В общей сложности вместе с войсками союзников: Венгрии, Румынии, Финляндии – армия агрессора насчитывала приблизительно 5 млн. человек, составляющих 190 дивизий, располагала 4 тыс. танков, что в полтора раза ...
Итоги первого периода войны
В результате первого периода войны СССР удалось:
1) перевести экономику страны на военные условия (к 1942 году выпуск военной продукции был увеличен по сравнению с 1941 годом);
2) остановить наступление фашистов;
3) сорвать планы вермахта на молниеносную войну (блицкриг);
4) сковать на советско-германском фронте значительные силы ги ...
Год
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
На военные цели
620
720
3300
5150
9000
10850
15500
На транспорт
805
1238
1694
1876
2144
2400
3376
На управление
800
810
1200
1400
1400
1420
1200
В жилищное строительство
150
185
275
220 ...