Орден святой Екатерины.
Страница 2

История » Награды России » Орден святой Екатерины.

Петром I было задумано учреждение еще одного ордена, предназначавшегося в награду исключительно за военные подвиги и получившего имя выдающегося русского полководца Александра Невского. Сам Петр не успел никого наградить этим орденом. При Екатерине же, его жене и преемнице (ставшей во главе государства после смерти мужа), в числе самых первых кавалеров ордена св. Александра Невского попали и лица гражданские. Так и вошел этот орден в число русских знаков отличия как награда, даваемая и за военные, и за гражданские заслуги.

С середины XIX века к знакам ордена св. Александра Невского

, выдаваемым за военные заслуги, как и к другим орденам за боевые подвиги, добавлялись скрещенные мечи.

Идея о награде исключительно за военные заслуги не была забыта, и в 1769 году был учрежден орден св. Георгия для награждения офицеров и генералов за боевые подвиги. Орден мог получить, например, тот, кто "лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение", или, "лично предводительствуя войском, возьмет крепость". Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего или корпусного командира неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги. Орден св. Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, четвертая степень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Георгия 1-й степени.

Судить о том, насколько почетной была эта награда можно по тому, что высший орден Российской империи - орден св. Андрея Первозванного - получило более тысячи человек, в то время как ордена св. Георпс: 1-й степени были удостоены лишь 25 лиц, среди них генерал-фельдмаршалы П.А. Румянцев-Задунайский, Г.А. Потемкин-Таврический, великие русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов.

Непосредственное отношение к ордену св. Георгия имела еще одна награда - так называемое "Золотое оружие"

- клинок с надписью на эфесе "За храбрость" с большим эмалевым крестиком ордена св. Георгия темляком цветов Георгиевской ленты. Генералы и адмиралы получали "Золотое оружие" с бриллиантовым украшениями, офицеры - без этих украшений. С 1807 года удостоенные "Золотого оружия" причислялись кавалерам ордена св. Георгия. В 1913 году эта наград получила официальное название "Георгиевское оружие".

Сегодня в отделе нумизматики Государственного Исторического Музея хранится драгоценная реликвия - звезда и лента ордена св. Георгия 1-й степени, которые носил А.В. Суворов. Этого ордена он был удостоен за выдающуюся победу над значительно превосходящими его корпус по численности силами турок в сентябре 1789 года на реке Рымник. За это же сражение А.В. Суворов получил в награду золотую шпагу, украшенную бриллиантами, "с надписью сего дела" и почетную приставку к фамилии "Рымникский".

Особыми знаками отличия, близкими по значению орденам, были золотые кресты на Георгиевских лента за взятие Очакова (1788), Измаила (1790), Праги (предместье Варшавы, 1794), Базарджика (1810) и за сражение при Прейсиш-Эйлау (1807). Их получали офицеры - участники этих событий.

Орден св. Георгия и наградное оружие "За храбрость"

Страницы: 1 2 3 4

Категория цивилизации
Базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. Опираясь именно на нее, он строит величественное здание своей собственной конструкции. Следует сказать, что, в отличие от своих предшественников, Тойнби трактует цивилизацию не как организм, формирующийся и развивающийся по биологическим законам, а как социал ...

Внешняя торговля
В последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупные транзитные торговые пути средневековья – «путь из варяг в греки» и Волжско-Балтийс­кий. Оба они прходили через Новгород: первый сыграл значительную роль в развитии центральной и южной Руси, другой – северо-восточного региона. ...

Уе­ди­нён­ное со­зер­ца­ние
Дос­то­вер­ных скульп­тур Ле­о­нар­до да Вин­чи не со­хра­ни­лось со­всем. За­то мы рас­по­ла­га­ем ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом его ри­сун­ков. Это или от­дель­ные лис­ты, пред­став­ляю­щие со­бой за­кон­чен­ные гра­фи­че­ские про­из­ве­де­ния, или ча­ще все­го на­бро­ски, че­ре­дую­щие­ся с его за­пи­ся­ми. Ле­о­нар­до ри­со­вал не толь ...