Появлению в XIV—XV вв. первых мануфактур капиталистического типа должно было содействовать формирование торгового капитала и проникновение его в производство. Такой капитал мог накопиться лишь в процессе развития товарно-денежных отношений. И главную роль при этом сыграли:
♦ развитие торговли;
♦ оформление купечества в сословие со специфическими организациями в виде гильдий, торговых союзов и т.д.;
♦ концентрация в руках отдельных купеческих семей или даже купеческих компаний торгового капитала;
♦ появление ростков рыночной инфраструктуры в виде банков, бирж, ярмарок, которые содействовали обороту различных продуктов и изделий;
♦ развитие денежно-кредитной системы, генетически заложенной в недрах хозяйственной жизни стран со времен еще Древнего мира.
С образованием городов на раннем этапе Средних веков торговля стала важнейшим видом городской деятельности. Город и его жители явились крупнейшими заказчиками для ремесленников и торговцев. Из-за натурального хозяйства в период складывания и достижения зрелости феодальной системы основная часть продуктов, необходимых крестьянам и феодалам, производилась в вотчинах (поместьях, сеньориях), поэтому внутренняя торговля продолжала играть небольшую роль. Проявлению межрегиональной торговли препятствовала слабая специализация хозяйства по отдельным регионам и плохие дороги, разбои на них, а также отсутствие цивилизованного таможенного права.
Положение улучшилось к концу XIII в., когда с победой коммунальных революций города повсеместно в Западной Европе стали развиваться самостоятельно. С коммутацией ренты торговый обмен в XIV в. стал объективно необходимым, крестьяне нуждались в деньгах для уплаты денежного оброка в пользу феодалов. Возросла специализация не только в производстве сельхозпродуктов, но и ремесленных изделий.
В городах постепенно формируется и товарообмен в виде регулярных торжищ на особых площадях, а периодически и в виде сезонных ярмарок. Ярмарки уже с XI— XII вв. имели и правовую защиту в законодательных актах различных стран, в хартиях городов.
Торговые сделки проводились также в лавках и ремесленных мастерских, в портах и на речных причалах. Кроме того, как в городской, так и в сельской местностях бродили разносчики различных товаров. Одновременно в процессе торговли решались вопросы чеканки монет и установления городскими и региональынми властями пошлин на различные товары.
Однако пока не завершился процесс складывания национальных государств и укрепления их границ, товарные связи развивались локально, больше по регионам. Предметами спроса и предложения внутри небольших регионов были товары повседневного обихода: продукты питания, оруди? труда, одежда и т.д. Более дорогие товары редкого спрос; являлись предметом дальней, в том числе внешней торговли. Так намечалось размежевание между внутренней и внеш ней торговлей.
Три зоны были характерны в те века для межстрано вой торговли. Южная торговая зона связывала районы бас сейнов Средиземного и Черного морей, Крым, Кавказ к Малую Азию. В нее были втянуты Испания и Франция, Италия, Византия. С Востока везли предметы роскоши, пряности, красители, лекарства, драгоценную древесину, вино и фрукты. На Восток вывозили: металлы, сукна, металлоизделия в виде ножей, иголок, шпор для всадников.
Северная зона торговли охватывала бассейн Балтийского и Северного морей, часть Атлантики. В ней участвовали: Северная Германия, Скандинавские страны, Нидерланды, Англия, а также города Руси: Новгород, Псков, Смоленск. Торговали там предметами широкого потребления: солью и рыбой, мехами и шерстью, пенькой, воском, смолой, лесом, канатами, металлами и изделиями из них, а с XV в. и зерном. Общеевропейскими центрами ярмарочной торговли стали Шампань во Франции и Брюгге во Фландрии.
Третьей зоной, имеющей непосредственное значение для торговли с Востоком, — была Волго-Каспийская. Здесь выросли крупные торговые центры на Волге: Нижний Новгород, Казань, Саратов, Астрахань. В торговый оборот попадали: русские меха, седла, мечи, балтийский янтарь, сукна из Фландрии и Англии и др.
Активизация торговли по этим и иным путям была невозможна без развития сухопутных, речных и морских транспортных коммуникаций. Поэтому строительство кораблей стало подразделяться на военные, торговые и транспортные.
Основание Коммунистического Интернационала
Создание Коммунистического Интернационала диктовалось обстановкой, сложившейся в Европе после первой мировой войны. Революционная ситуация, переросшая в ряде стран в общенациональный революционный кризис, цепь революций в Европе и в Азии, глубокий экономический и социальный кризис в послевоенном мире — все это давало В. И. Ленину основа ...
Культ личности и борьба с ним
Большой ущерб нашему делу наносят
зазнавшиеся руководители.
Н. С. Хрущев
После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными к ...
Расцвет Ганзы и ее упадок. Войны против Дании
В 1362 г. начались войны Ганзы против Вальдемара III, который создал величие и могущество Дании. В том же году был занят остров Готланд. Висби, и германское подворье в нем были разграблены, при чем было пролито много крови. Тогда Ганза заключила союз со Швецией и Норвегией; в начале мая ганзейский флот появился в Зунде, но союзники Ганз ...