Торговля
Страница 2

Растет численность верфей. Более или менее разветвленная сеть дорог создает условия для обмена на межстра-новом уровне коммерческой информацией.

Если говорить о социальной характеристике участников феодального рынка, то по-прежнему чаще сбывали товары те, кто их производил: крестьяне, ремесленники, рыбаки, углежоги, сеньоры через посредников. Но увеличивалось число профессиональных торговцев и перекупщиков.

Зарождались и ширились не только экономические связи между отдельными городами, регионами и странами, но и между различными отраслями сельскохозяйственного и. ремесленного производства. Преградами на пути этой важнейшей сферы деятельности людей были: господство натурального производства, неразвитость не только путей, но и средств сообщения, а также техники обмена. Мешали развитию товарно-денежных отношений деление феодального общества на сословия и особый менталитет его представителей (дворяне, особенно из аристократических семей, считали для себя зазорным заниматься этим видом деятельности). Большой урон купечеству наносил откровенный грабеж на суше и на море, в том числе со стороны местных феодалов. Грабеж осуществлялся и в более "цивилизованной" форме — путем взимания с торговых людей многочисленных пошлин: мостовых, дорожных, привратных, весовых и пр.

Купцы делились на несколько групп. Многочисленной и небогатой среди них была группа мелких лавочников и разносчиков товаров. Самыми богатыми были "гости", или заморские купцы.

К типам купеческих объединений можно отнести:

♦ семейные купеческие компании, создававшие конторы (филиалы) в других городах;

♦ паевые купеческие товарищества (складничества, коменды);

♦ объединения купцов одного города и страны — гильдии. Купеческие гильдии добивались монопольных условий в торговле, оказывали друг другу в случае необходимости Материальную помощь.

С XIII в. в Барселоне возник институт торговых консу лов для оказания правовой защиты приезжающим в Испанию торговым людям. Закономерным стало возникновени<-позже в этом городе морской биржи, где заключались круп ные контракты. В XV в. появляются в экономической поли тике разных стран элементы протекционизма (таможенные льготы отечественным купцам).

Наиболее известным купеческим объединением становится Ганза (с 1358 г.) — торгово-политический союз севе-ро-европейских городов. Он имел свой военный флот для защиты от пиратов и стремился утвердиться на Северном и Балтийском морях.

Товарно-денежные отношения невозможно рассматривать без анализа денежного рынка. Операциями по обмену денег занимались менялы, они осваивали и разновидности кредитных операций (перевод денег). Огромную роль в средневековый период играли ростовщики. Купеческий кредит уже с XIII в. развивался в сфере транзита и оптовых сделок. Специальные банкирские конторы появились в Ломбардии (сохранилось в наименовании ломбардов). Крупнейшим ростовщиком была римская католическая церковь.

Опасаясь грабежа, при перевозке больших сумм серебряных и медных денег стали использовать векселя — расписки от агентов менял. При предъявлении их в другом городе купцы получали деньги. Появлялись не только банки, но и банкирско-ростовщические компании с высоким ссудным процентом (15—25%). Неплатежи должников, особенно высокородных, вели к банкротству банкирских контор. В Генуе и Венеции осуществлялись безналичные расчеты, впервые в истории появилась система государственного долга.

Торговля и зародившаяся банковская система, денежно-кредитные операции обслуживали в целом феодальную систему. Одновременно товарно-денежные отношения в XV в-:

1) подтачивали изнутри эту систему;

2) подготавливали переход к мануфактуре как форме капиталистического производства на основе накопленного торгового капитала.

К концу XV в. Европа находилась на пороге Великих географических открытий.

Страницы: 1 2 

Идеология царского самодержавия на сломе эпох (1900-1917)
Для начала, следует уточнить, что на начало XX века официальной правительственной идеологией оставалась идеология николаевской России - "теория официальной народности". Ее творцом был министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно э ...

Историки и бизнес-историки к созданию бизнес-архивов. Пер.пол. 20 в
В 20-х годах 20 века интерес к бизнес-истории (идеология экономич. индивидуализма с идеол.рационализма) – исследовать структуру отдел.фирм, изучить развитие компаний. 1 этап – 20-30 гг. начинания Гарвард.универа в бизнес-архивоведении, Общество истории бизнеса, первые монографии, публикации. Первая программа по бизнес-архивам. В 30-40 ...

На пути к власти
В 1911 году, после начала Синьхайской революции в Китае, Цзян Чжунчжэн вернулся в Китай, где стал помогать Чэнь Цимэю разворачивать вооружённые действия в Шанхае и в Ханчжоу против цинских властей. Командуя авангардом, он проложил путь к столице своей родной провинции Чжэцзян — городу Ханчжоу. В награду за успехи в этой операции он был ...