До реформы 1870 г. в большинстве городов России формально действовало Городовое Положение 1785 г., а точнее Жалованная грамота городам, которая была учреждена Екатериной II 21 апреля 1785 г1. и установила, что в думах должны иметь представительство горожане всех сословий, занесенные в «Городскую обывательскую книгу» в одну из шести категорий и составляющие городовое общество. Во время собраний те его члены, что пребывали в возрасте не моложе 25 лет и имели годовой доход не менее 50 рублей, имели право избирать распорядительный орган самоуправления – общую городскую думу - в составе городского головы и представителей всех шести категорий жителей («настоящие городские обыватели», т.е. владельцы недвижимости любых званий; купцы 1-й, 2-й, 3-й гильдий; «именитые граждане» и, наконец, прочие посадские, не отнесенные к пяти первым категориям). Общей думе следовало избирать на трёхлетний срок из состава своих гласных исполнительный орган - шестигласную думу _ из представителей же шести групп.
Однако в действительности к середине XIX в. городское общественное управление, или городское самоуправление, значительно трансформировалось и отличалось от трактованного в Жалованной грамоте. Более того , даже с самого начала законодательство 1785 г. так и не удалось внедрить на практике в том виде, в каком оно было задумано. Сословия были не готовы к реформе. Дворянство, чиновничество и духовенство по традиции не участвовали в городском самоуправлении наравне с ниже стоящими слоями общества.
По заключению А. А. Кизеветтера, общая дума фактически стала органом купцов и ремесленников. Дворяне сторонились от торгового «мужичья» и не желали принимать активного участия в общегородских делах1. Б.Н. Миронов подытоживает, что «думы превратились в органы только городского сословия» и «органы городского самоуправления не стали ни элитарными, ни всесословными»2.
О значительных отступлениях от принципов 1785 г. ярко свидетельствует дело, раскрывающее проведение последних предреформенных выборов в Воронежскую городскую думу в декабре 1869 г. таких понятий, как «общая» или «шестигласная» думы не употреблялось3. Местное городское общество избирало просто думу, организацией выборов занималась по предписанию губернского правления дума предыдущего выборного состава. Избирательное право определялось на основании «Устава о службе», включающего в «Свод законов Российской империи» издания 1857 г. устав, определяющий городские выборы, состоял из статей, частично перенесенных из положения 1785 г. и дополненных различными законодательными актами 1807, 1824, 1832 г.г. В итоге на основании статьи 345 Устава к потенциальным воронежским избирателям причислялись: 1) почетные граждане, имевшие в городе недвижимую собственность; 2)наличные купцы, мещане и цеховые, внесенные в установленном порядке в «Городскую обывательскую книгу»; 3) дворяне, записавшиеся в гильдию; 4) иногородние купцы, имеющие в Воронеже недвижимую собственность. Особо указывалось, что лица, не принявшие установленной присяги, к выборам допущены не будут4.
На трансформацию численного состава шестигласных дум к 60-м годам XIX в. указывает В.А. Нардова. В одних городах гласных стало больше, в других меньше1. Кстати в Воронеже их число увеличилось. Но в [1]связи с этим городские проблемы не решались более успешно. Сфера деятельности выборных лиц была не только узкой (вопросы благоустройства города, попечение о продовольствии, о торговле, забота о порядке на базарах, содержание полиции и приходских училищ и немногое другое), но и поставленный под власть губернской администрации вплоть до мелочей. Инициативы городского самоуправления часто тормозились администрацией. Современник этих событий, воронежский краевед XIX в. Г.М. Веселовский так оценивал 1860-е гг.: «… В эту пору города находились под безусловным контролем губернского правления, и всякая инициатива в улучшении городского благоустройства и благочиния была опутана цепью формальных задержек»2.
Великая
Отечественная война
В годы Великой Отечественной войны, с 30 июня 1941 года, Л. П. Берия являлся членом Государственного Комитета Обороны (ГКО). В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в стране. От 4 февраля 1942 года о распределении обязанностей между членами ГКО, на Л.П. Берия были возложены обязанности. Обязанности по контролю над выполнением ...
Конец Смутного времени и его значение
Смутное время длилось еще более двух лет, вплоть до 21 февраля 1613 года, когда на Земском Соборе 1612–1613 г. был избран новый российский царь, юный Михаил Федорович Романов. А перед его избранием произошел ряд важнейших исторических событий, таких как: организация и поход на Москву первого и второго народных ополчений для освобождения ...
Признаки типологии цивилизаций
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд: 1) цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни ...