Ученые отмечают также житейские, битовые ценности, проповедываемые исламом. Гердер, например/с восхищением отмечал предписания ислама о гигиене человека, о чистоте. Он пишет: "Кроме того, красоте (этих народов. — Авт.) способствовали заповеди Корана, потому что Коран предписывал умываться, содержать тело в чистоте, соблюдать умеренность, и в то же время дозволял любовные утехи и сладострастный покой". В научной литературе отмечается и такое немаловажное качество ислама, как проповедь терпимости, имеющей большое значение в личной, социальной и политической жизни человека.
Определенные предпосылки для принятия ислама были и в самой Волжской Булгарии. Ко времени официального принятия ислама в стране уже была система мечетей с мектебами, здравоохранения с табибами.
Посольство Багдада в Булгаре. Церемония официального принятия ислама в древне-татарском государстве состоялась в ходе посещения Булгара Багдадской дипломатической миссией. Историю этой миссии подробно описал секретарь посольства Ибн Фадлан (Фазлан), хорошо знавший язык тюрки, имевший богатый дипломатический опыт, посетивший многие страны. Книга его воспоминаний о путешествии на реку Итиль и принятии в Булгаре ислама дошла до наших дней.
Будучи правоверным мусульманином и проповедником ислама, Ибн Фадлан, как и следовало ожидать, восторженно говорит об исламском образе жизни и подчеркнуто выражает свое негативное отношение ко многим традициям в образе жизни северо-тюркских племен, идущим от язычества. Тем не менее эта книга для нас важный исторический источник.
Миссия прибыла обычным караванным путем через Иран, Бухару, Хорезмию весной 922 г. Алмас хан в своем дворце, в присутствии своей жены и многочисленных придворных устроил в честь высокого посольства большой прием. Было зачитано послание Багдадского халифа ал Муктадира, одобряющее желание булгарского общества принять ислам и присоединиться к миру исламских стран.
Алмас хан, в свою очередь, торжественно объявил о присоединении своего государства к исламскому миру и принятии ислама в качестве официальной государственной религии. Он выразил благодарность халифу за обещанную помощь. Затем с выходом к народу и официальными выездами на места была устроена официальная торжественная церемония принятия ислама. Она состоялась 16 мая 922 г. (310 г. хиджры). Эти официальные торжества еще не означали поголовного перехода населения от язычества к исламу. Особенно это относилось к княжествам, расположенным на периферии, в частности к чувашскими и особенно финно-угорским, где принявших ислам оказалось меньше.
Тем не менее исторический акт совершился. В Волжской Булгарии был принят ислам суннитского направления, признающий правомерность присяги на верность Мухаммаду, данной Абу Бекром, в отличие от сторонников партии ши'а, оспаривавших присягу Абу Бекра и провозгласивших хазрата Али (зятя Мухаммада) преемником пророка Мухаммада. С этого времени население Булгара стали называть "ахл ас сунна ва-л-джамаа" (люди сунны и согласия общины).
Общественная жизнь Волжской Булгарии. С принятием ислама общественная жизнь Булгара, выросшая на нормах обычного права, традициях местной этноплеменной жизни, начинает постепенно ориентироваться на исламский комплекс социальных норм — шариат. Шариат (аш Шари'а — закон, обязательное предписание) — комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения правоверных, формируют их нравственные ценности и религиозную совесть. В шариате мусульмане видят источник норм, регулирующих их поведение. Иначе говоря, общественная жизнь Булгара начинает ориентироваться на исламский образ жизни.
Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг.
Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стали главными вопросами во внешняя политике СССР после смерти Сталина. Н. С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных мирных инициатив. В 1955 г. На совещание глав правительства СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасно ...
Противоречия и ошибки
Спустя два десятилетия легко рассуждать о том, что в ходе перестройки было сделано не так, в чем ошибались, а где роковым образом сошлись негативные обстоятельства.
По-видимому, возможности выбора в рамках проводившихся преобразований все же были, и сделанные ошибки серьезно усугубили ситуацию. Условно эти возможности и ошибки можно ра ...
Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви
Модернизация страны, проводимая правительством, расколола общество на сторонников реформ и консерваторов. Наиболее ярко национально-консервативное течение проявило себя в церковном старообрядческом расколе.
1653–1655 годах
патриарх Никон провел церковную реформу. Ее суть состояла в исправлении по греческим оригиналам богослужебных кни ...