В исторической литературе этот процесс определен как формирование современной татарской нации. Все татары, живущие в Составе многонационального российского государства, говорили на общем для них современном татарском языке, пользовались общенациональной! письменностью, основанной на арабской графике. Успешно функционировала современная национальная система образования, включающая начальную, среднюю и высшую школу, общепризнанными стали многожанровая национальная литература и национальное книгоиздательство, появились профессиональная татарская музыка, современное национальное изобразительное искусство. Сохранялся национальный характер исторической территории татарского народа с ее географически-хозяйственными традициями. Татарский национальный язык и письменность, татарскую национальную литературу воспринимали как свою сибирские татары. Национальное самосознание, чувство принадлежности к современной татарской нации были характерны татарской диаспоре в Москве и Санкт-Петербурге, на Украине и Кавказе, в Казахстане и Туркестане, на Дальнем Востоке. Национальная консолидация стала важным этапом в татарском национальном возрождении, открывшим перспективу национально- политической консолидации.
Татарское общество к началу XX века. Согласно выборке из итогов Всероссийской переписи 1897 г. по 12 губерниям, численность татар Волго-Уральского региона Д.М. Исхаков определяет в 2249,5 тыс. человек. По губерниям этот подсчет выглядит так (в тыс. человек): Казанская — 675,4, Уральская — 609,1, Самарская — 259,8, Вятская — 147,2, Симбирская — 133,9, Оренбургская — 126,2, Саратовская — 94,6, Пермская — 81,2, Пензенская — 58,5, Нижегородская — 41,3, Тамбовская — 17,0, Рязанская — 5,0. Ни в одной из этих губерний татары не представляли большинства населения. Большинство принадлежало русским. На этой основе царское правительство представляло татар как национальное меньшинство, "вкрапленное" в среду большой мае- сы русского населения. Фактически же татары не были "пришельца- ми", осевшими на русской земле. Такую видимость создала царская , колонизаторская политика. Несмотря на территориальную расчленен- ность, национальное единстро татарского общества укрепилось. Татарский народ не чувствовал себя нацменьшинством на своей исторической земле.
Эта более чем двухмиллионная нация имела социальную струк-туру аграрно-промышленного общества. Х.Х. Хасанов по итогам той же переписи 1897 г., но уже по 13 губерниям, число татар, самостоятельно ведущих хозяйство, и членов их семей установил в 1865,1 тыс. м говек. Из них, согласно существовавшему тогда официальному социальному делению, к крестьянам было отнесено 1734733 человека (43,01%), к торгово-промышленным предпринимателям — 7565 че-ювек (0,41%), к рабочим — 68626 человек (3,68%), к мещанам —2726 человек (1,75%), к духовенству — 11084 человека (0,59%), к чиновничеству — 8861 человек (0,48%), к прочему населению — 1547 человек (0,08%).
К началу XX века в значительной степени была восстановлена разрушенная в XVI в. городская жизнь татарской нации. Доля горожан в общей численности татарского населения составляла в 1912 г. почти 5 % при среднероссийском показателе в 15 %. В Казанской губернии из 675 тыс. татарского населения городских жителей было 85 тыс. (5,2 %), из 833 тыс. русского населения горожане составляли 113 тыс. человек (17 %). Отставание численности татар-горожан от среднероссийского уровня, как и отставание развития татарской промышленности, было результатом целенаправленного государственного сдерживания и ограничения, установленных для татар в этих властях. В значительной степени устойчивость татарскому обществу придавала довольно крепкая, цивилизованная семья.
Татарское общество понимало, что оно живет совместно с русским
о6ществом в составе русского государства. Татары берегли свои наци-окальные традиции в быту и в общественной жизни, дорожили своими национальными исламскими духовными ценностями. Так же ответственно они относились к своим гражданским обязанностям,
аконопослушно соблюдали правовые нормы, определявшие общественные отношения в государстве. Жизнь в одном государстве сблизила татар с русскими, да и с другими национальностями. Обычным лвлением стали дружба и взаимопомощь всех национальностей, честное взаимодействие предпринимателей в торгово-промышленных делax и т.д. Нередкими были межнациональные браки. Не исключались переходы из одной конфессии в другую. Татарские национальные интересы формировались не только в рамках Татарстана, но и, в определенной степени, в рамках Российского государства. Установление и стране демократического государственного строя, ставящего в центре своей деятельности благо русского и других народов, рассматриваюсь как общее дело. Требование политической свободы не было местью русскому народу за долгие годы национального гнета, не преследовало цели ослабить русское государство.
Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви
Модернизация страны, проводимая правительством, расколола общество на сторонников реформ и консерваторов. Наиболее ярко национально-консервативное течение проявило себя в церковном старообрядческом расколе.
1653–1655 годах
патриарх Никон провел церковную реформу. Ее суть состояла в исправлении по греческим оригиналам богослужебных кни ...
Реформы Ивана IV
Восхождение Ивана Грозного к единовластию было долгим и трудным. Оно прошло через различные этапы, каждый из которых был необходимой ступенью этого восхождения. Даже собственная система взглядов царя приобрела законченный вид лишь в начале 60-х гг.
До венчания на царство, в годы боярского правления мальчик, а затем юноша великий князь ...
Наука
В 60-е годы продолжались активные исследования в области ядерной физики и освоения космоса. В 1957 году
был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года
состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина. После долгого перерыва возобновились исследования в области г ...