Укрупнение торгового предпринимательства. В1914 г. чиоло тор- говых домов, принадлежавших татарским купцам-акционерам, достигло 154. По данным отдела торговли министерства промышленности и торговли, 18 из зарегистрированных торговых домов одновременно вели и промышленное производство. Среди них были торговый дом "Братья Яушевы", имевший свои хлопкоочистительные заводы, паровые мельницы в Троицке и Оренбурге, торговый дом "Наследники Садыка Мусина", учрежденный в 1908 г, с уставным капиталом в 400 тыс. рублей в Семипалатинске (Казахстан), торговый дом "Ф. Халитов и К0", зарегистрированный в 1913 г.
136 торговых домов занимались только торговлей. В центральных районах России преуспевали торговые дома "Х.Х. Галеев и К°" (Казань), "Братья Халфины" (Мензелинск), "Гайфулла Усманов и К0", "Усмановы и К0", "Братья Муртазины", "Зариф Хабибуллин с сыновьями и К°", "Братья Нигматулллины", "Каримов, Хусаинов и К°", "Братья Шамсутдиновы" и др. На рынках окраин Российского государства вели торговлю торговые дома "Братья Габделджаппаровы" (Казахстан и Кир^изстан), "Тимиргали, Мухаммаджан и Якуб Хасановы" (Семипалатинская, Семиреченская области), "Братья С. и Г. Ман-наповы" (Сибирь). Основными товарами у них были мануфактура, меха/ обувь, скот, хлеб, кожтовары, книги, канцтовары, фрукты и др. Потребности татарских промышленников и купцов в кредите удовлетворяли российские банки. Еще в конце XIX в. татарские капиталисты СМ: Аитов, С.С. Галикеев стали членами совета учрежденного в 1873 г. Казанского купеческого банка. В 1912 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Мусульманский банк, преимущественно обслуживавший потребности татарских предпринимателей. Эту же миссию выполняли отделения Русско-Азиатского банка в Казани и других городах.
Обострение аграрного вопроса. Татарские крестьянские хозяйства по-своему испытывали экономические ограничения властей. Согласно положению 1861 г., русские крепостные крестьяне при осво- бождении получили в Казанской губернии в среднем 3—4 десятины земли на ревизскую душу. Средний размер надела на русских государственных крестьян составил 5,28 десятины на душу. У 8389 татарских крестьянских дворов надел составлял лишь одну десятину на ревизскую душу. Причем иногда число наличных душ в деревне оказывалось почти на 20% больше, чем ревизских. В Вятской губернии татарские крестьяне юридически входили в разряд государственных. Тем не менее и они оказались меньше обеспеченными землей, чем русские крестьяне, причем землей худшего качества. С началом "контрреформ" 1889—1892 гг. давление властей на крестьян усилилось. В 1889 г. было издано "Положение", согласно которому судьбу татарских крестьян целиком определял земский начальник, назначаемый из потомствен- ных русских дворян.
Не принес облегчения крестьянам и начавшийся XX век. В ходе столыпинской реформы (1906—1915) 5800 татарских крестьянских дворов в Казанской губернии выделились из общины, узаконив свою соб- ственность на полученную при этом землю. Но это опять-таки, как и в 1861 г., не было решением аграрного вопроса в Татарстане, а лишь перераспределением находившейся в руках татарского крестьянства скудной части земли. Более солидный земельный фонд продолжал оставаться в руках русских помещиков и монастырей. К тому же выделились тогда из общий всего 2,5 % татарских крестьянских хозяйств. Татарские крестьяне православной веры в Казанской губернии, да и в других [уберниях, в общей сложности, не лучше были обеспечены землей и привилегиями не пользовались. Решение аграрного вопроса в Татарстане было еще впереди. Тем не менее в начале XX в. татарская деревня сделала решительные шаги в направления рыночных отношений.
Национальная литература. Национальная культура первых двух десятилетий XX в. выражает высшую точку национально-культурного возрождения татарского общества и в то же время выступает предвестником национального освобождения. Наиболее ярко эта миссия национальной культуры выражена в татарской литературе, повторившей на новом уровне свой, по выражению И. Нуруллина, "золотой век". Татарские писатели этого периода были воспитаны на плодах татарского просвещения XIX в. Сами они стали признанными гуманистами, просветителями. Одновременно они оказались глашатаями великих идеалов национального освобождения. Габдулла Тукай (1886,-1913), Гаяз Исхаки (1878-1954). Сагит Рамеев (1880-1926), Фатых Амирхан (1886-1926). Гали-аскар Камал (1879-1933), Маджит Гафури (1880-1934) и многие другие славные имена' украсили татарскую литературу. Созданы десятки романов, повестей, пьес. Среди них такие творения, как "Шурале", "Сенной базар, или новый кисек баш", "Фатхулла хэзрэт", "Хэят", "Беренче театр", "Банкрот", "Акчарлаклар", "Яш юрэклэр", "Галиябану" и др.
Продолжение войны с Турцией
При султане Сулеймане I Кануни (1520 —1566) османская верхушка не оставила попыток расширения владений в восточном направлении. Экспансия Османской империи на востоке усиливалась по мере возрастающего сопротивления завоеваниям Турции в Европе, и прежде всего в Венгрии и Австрии. Война на этот раз вспыхнула из-за обладания Ираком арабски ...
Послевоенные
годы. Курирование ядерного проекта СССР
После испытания в пустыне под Аламогордо первого американского атомного устройства, работы в СССР по созданию своего собственного ядерного оружия были значительно ускорены.
Специальный комитет был создан на основании постановления ГКО от 20 августа 1945 года. В него входили Л.П. Берия (председатель), Г.М. Маленков, Н.А. Вознесенский, Б ...
Нормандская теория происхождения русского государства
Теория была выдвинута в XVIII веке немецким историком Миллером. Основываясь на «Повести временных лет» Миллер утверждал, что в 862 году новгородские словени пригласили князем в Новгород нормандцев Рюрика, Синиуса и Трувора
. В это время киевскими князьями стали Аскольд и Дир. ...