Вступление на путь национального освобождения
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

Сохраняли и развивали они национальный литературный язык — высшее достояние национального согласия и единения, учили народ любить его, пользоваться им. Воспел родной язык и Тукай:

Родной язык — святой язык, отца и матери язык!

Как ты прекрасен! Целый мир твоим богатством я постиг!

Не османизировать, не арабизировать, не иранизировать татарский язык, и в то же время не заниматься его чисткой. "Национальный литературный язык, — писал Гаяз Исхаки, — это наш собственный язык со всем его богатством, язык, на котором мы общаемся: понимаем и говорим, читаем и пишем". Хорошо понимали татарские поэты и писатели социальное призвание национальной литературы в критические для нации эпохи, каковой для татар стало начало XX в. В 1905 г., после издания Манифеста 17 октября, Тукай обращается к друзьям следующими словами:

Не много царский манифест нам дать готов.

Хоть цену знаем мы ему, без лишних слоэ, —

Все то, что мы сумеем взять, возьмем теперь.

Социальные проблемы национального освобождения в личностном, семейном, общетатарском и общероссийском контексте ставятся в эти годы всеми татарскими поэтами и писателями.

Татарские поэты и писатели были замечательными художественными переводчиками. Продолжая традиции XIX в., они передодили на татарский язык произведения русских и зарубежных писателей и поэтов (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С, Тургенева, М. Горького, А.П. Чехова, Гете, Гейне, Гюго, Шекспира, Байрона и др.)., Характерным было и другое, а именно повышение интереса людей к социальным проблемам нации, Увеличилось число читателей Клада стала пользоваться повышенным спросом. Расширилось книгоиздательское дело. В 1904 г. возникло книгоиздательство "Магариф" (Просвещение) Г. Камала, а позже — книгоиздательство "Сабак" (Учеба) Спецеализированные татарские книжные магазины и лавки открылись не только в Татарстане, но и далеко за его пределами — Москве, Омске, Томске, Соль-Илецке, Троицке, Челябинске, Ташкенте, Семипалатинске.

Национальный театр. Сбылась давняя национальная мечтдо cq-здании татарского профессионального театра. В 1906 г. в Казани состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. В 1907 х. оформилась первая татарская' профессиональная театральная трулпа "Сайяр". В нее вошли талантливые энтузиасты — артисты И.Б. Кудашев (Ашказарский)" В. Муртазин (Иманский), Н. Сакаев и др. Возглавил труппу известный актер и режиссер Габдулла Кареев. 1912 г. в Уфе под руководством прославленной актрисыС. Гизатуллицой-Волг жской была организована татарская театральная труппа "Hyp" (Луч). В ее составе играли известные артисты Ш. Шамильский, Г" Казанский, Ф. Латипов, Б. Тарханоэ. В 1915 г. в Оренбурге образовалась профессиональная театральная труппа "Ширкэт" (Товарищество). На фоне этого театра прославились артисты М. Мутин, Г. Мангушй, 3. Камская, Ф. Ильская, Камал

В театрах ставились пьесы татарских драматургов. Одной из популярных постановок стала драма "Халиябану" Мдрхайдара Файзи (18911-1928). На татарской сцене появились в переводе на татарский язык произведения русских ("Ревизор" Гоголя и др.) и зарубежных ("Коварство и любовь" Шиллера и др.) авторов. Часто труппы выезжали на гастроли. С особым успехом проходили гастроли "Сайяр" в 1907—1911 гг. в городах Поволжья и Приуралья, а также Сибири, Крыма, Казахстана, Туркестана. Появились самодеятельные театральные труппы в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Симбирске. Астраханская самодеятельная труппа вырастила таких замечательных артистов, как 3. Султанов, Дж. Байкин и С. Байкина.

Оформляется профессиональное татарское музыкальное исполнение. В 1914 г. талантливый композитор Загидулла Яруллин (отец композитора Фарида Яруллина) в Казани при Восточном клубе организовал татарский струнный оркестр. По этому случаю он написал "Марш Тукая". Выросли ставшие популярными музыкальные исполнители ^ гармонист Файзулла Туишев, скрипач Г. Зайкин, певцы К. Мутыги, Ф. Гуме рова. В 1916 г. известным собирателем народных мелодий преподавателем Саратовской консерватории Мансуром Султановым (1875^-1919) был издан музыкальный сборник "Татарские и башкирские мотивы".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Колонизация
Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами таким ...

Репрессии
При помощи репрессий уничтожались идеологические и политические противники большевиков. В числе первых от репрессий пострадали церковь и монархисты. В конце 20-х годов прошла чистка творческой интеллигенции и профессуры университетов. В начале 30-х годов были уничтожены партии меньшевиков и эсеров. С 1938 года суд производили особые сов ...

Историография
Исторические хроники Китая, записывавшиеся почти три тысячи лет, образуют самую длинную непрерывную традицию среди исторической документации любой цивилизации. Никакое другое традиционное общество не знало так свое прошлое и не придавало такого значения ведению исторических записей. Согласно исторической концепции древних китайцев, исто ...