Петр Великий создал множество эскизов и проектов флагов и вымпелов. Он не стал менять государственные цвета, но определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); ещё выше – божественный (белый) (17, 41) (60, 18).
Петр I более 30 раз вычерчивал трехцветный флаг во многих вариантах, но никогда не менял порядок полос. Он был таким, как в вышеприведенном примере. С полным основанием этот трехцветный флаг может быть назван флагом Петра Великого. Пребывание трехполосного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного. В дальнейшем этот флаг станут называть торговым, купеческим, коммерческим, гражданским и, наконец, русским национальным и государственным.
Таким образом, в конце XVII – начале XVIII вв. государственный флаг России приобрел вид полотнища, состоявшего из трех горизонтальных полос – белой, синей и красной с изображением двуглавого орла посредине. Этот флаг сыграл огромную роль в истории нашей страны, в первую очередь в военном деле. Под бело-сине-красным флагом русские войска одержали победу над шведами под Полтавой (1709), а во время Семилетней войны (1756-1763) русские войска в 1760 году вошли в Берлин. Под этим флагом сражались войска А.В.Суворова, а также проходила Отечественная война против французских войск в 1812 году (58, 66).
Но ещё до Указа Петра I от 20 января 1705 года в России в XVII веке существовал бело-сине-красный «флаг царя Московского». А история его появления такова.
Летом 1693 года Петр I направился в Архангельск с целью посещения Соловецкого монастыря. Здесь он впервые в своей жизни увидел Морские корабли. В Архангельске Петр I пробыл шесть дней. За это время он увидел настоящее море, и множество иностранных кораблей с их морскими флагами. Всё это очаровало молодого императора. В связи с чем при деятельном участии Петра заложили в Архангельске на соломбальской верфи один корабль, а другой был заказан в Голландии.
Уезжая из Архангельска, Петр пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со своею прикрасою и снастью судовую». Среди корабельных «прикрас» был «флаг царя Московского». Вот как он выглядел: «Флаг царя Московского» был сшит из специальной флажной материи – флагзуха. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя короткими желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колящего копьем зеленого дракона. Знаменитый «флаг царя Московского» до начала ХХ века хранился в Архангельске. В 1940 году известный флаговед Н. Семенович реставрировал его. В настоящее время «флаг царя Московского» хранится в Центральном военно-морском музее, который находится ныне в Санкт-Петербурге. Ширина этого флага составляла 4, 6 м, а его длина – 4,3, т.е. 1:0,9 (27, 48-53).
18 мая 1694 года Петр I прибыл в Архангельск, а 20 мая состоялся торжественный пуск корабля, заложенного год назад (1693). А 21 июля прибыл в Архангельск и заказанный в Голландии корабль «Святое пророчество». Петр получил на нем должность шкипера, а капитаном был назначен Франц Лефорт. На корабле был поднят бело-сине-красный флаг (18, 55). Некоторые исследователи-флаговеды считают, что в 1693 году бело-сине-красный флаг официально становится государственным. Об этом сказано в материалах Особого совещания, созванного через два века после этого, в 1896 году, по императорскому повелению для выяснения вопроса о российских национальных цветах. В них, к примеру, говорилось: «Трехцветный флаг с двуглавым орлом… в том же 1693 году был назван флагом «Царя Московского». По сути, государственным флагом (61, 24). Этот флаг поднимали на тех кораблях, где находился царь Петр Великий (11, 90), а позже – где присутствовали правители России и на торжественных мероприятиях. Под «Флагом царя Московского» в 1697-1698 годы отправилось в Европу российское Великое посольство, в котором находился сам Петр I.
Цвета и эмблемы флагов государственных не являются произвольным. Они имеют определенное символическое значение. Именно цвет (цвета) полотнища являются главной его отличительной особенностью. А уже на цветовое поле флага накладываются изображения эмблем, гербов, животных, растений, предметов и иных символов, характерных для истории, общественной жизни соответствующей страны (БСЭ. Т. 27. С. 486).
Живопись – царица искусств
Среди всех искусств да, пожалуй, среди всех дел человеческих Леонардо ставит на первое место живопись. Ибо, указывает он, живописец является «властелином всякого рода людей и всех вещей». Это – неотразимое свидетельство глубокой убежденности одного из величайших живописцев, когда- ...
Письменность
Письменность а, следовательно, и грамотность, имела распространение и за пределами церковных учреждений, ею пользовались не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала производство, ремесло, торговлю, культуру, быт. Нет никаких оснований для утверждения о том, что она являлась только привилегией ...
Внешняя политика России в 1900–1917 годах. Причины и последствия участия в
Первой мировой войне. Союзнические блоки в Европе
Начало ХХ века характеризуется обострением международных отношений. Интересы старых мировых лидеров (Англии, Франции), стремившихся сохранить свои колониальные владения, сталкиваются с интересами новых лидеров (Германии), стремившихся приобрести себе колонии. Экономическое проникновение на новые для себя территории страны второго эшелон ...