Впоследствии знамя имело значение условного знака – господства и над страной, овладения крепостью или городом, т.е. было символом власти. Например, если князь водружал свое знамя над каким-либо городом, крепостью, страной, то этим самым он объявлял о своей власти над ними.
Но с XII века под «стягом» всё чаще имеется в виду именно знамя, а не воинское подразделение: «держит стяг Ярополка», «видят, что стяг не поднят вверх». Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов. «Собирательная» и «управленческая» функция которых дополнялась звуковыми сигналами (подобное было характерным и для византийского войска). Звуковые сигналы подавались с помощью труб и бубнов. Часто указывалось, что в воинском отряде имелось: «17 стягов и 40 труб»; 13 стягов, а труб и бубнов 60» (72 ).
Необходимо отметить тот факт, что в XVI-XVII веках в нашей стране функционировали различные типы знамен. Существовала своего рода иерархия тогдашних знамен. В первую очередь, это Большое царское знамя. Оно было очень велико, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Имелось и Малое знамя, принадлежащее царскому полку. Существовали и знамена меньшие по рангу – полковые и сотенные. А что же изображалось на подобных знаменах? Чаще всего, к примеру, на больших и малых царских знаменах (они были, как правило, красного цвета) помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Их обрамляли затейливыми орнаментами, которые сверкали золотом и серебром. На знаменах полков также помещали изображения святых. Этот тип знамен богато украшен. Сотенные же знамена были меньших размеров, чем другие, нами уже названные. На сотенных изображался крест, вместо святых. Сотенные по содержанию украшения были проще, как бы скромнее. В то время имелись и боярские прапоры. Они были небольших размеров с длинными хвостами – клинцами («хоботами») и служили личными знаками родовитых людей России того далекого времени.
После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господен. В связи с чем стяги приобретали статус святыни. К XV веку мобильность (подвижность) русских войск значительно увеличилась, а поэтому стяги (знамёна) стали меньшими в размерах. Роль и статус стягов повышался: под ними проходила церковная служба, принимали присягу, заключали договоры и т.д. С конца XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя. В одном из древних документов по истории нашей страны – «Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» - стяг впервые называется «знаменем» (от слова «знамение», т.е. знак). А уже в начале XVII века слово «стяг» было, по сути, полностью заменено словом «знамя» (61, 66).
А какую роль играли знамена? Что на них изображалось? Как они выглядели? На эти вопросы можно получить ответы при рассмотрении конкретных знамен (стягов) тех далеких времен.
Знаменитым стягом (знаменем) далеких времен нашей страны являлся «Всемилостивейший Спас». С ним Иван Грозный ходил «воевать» Казань в 1552 году и покорил ее, присоединив к русскому государству. Это знамя было с откосом, «построено» (изготовлено) из малиновой (червчатой) камки. А посредине был «вшит образ Спаса Нерукотворного, вшитый золотом, серебром, голубыми и разноцветными шелками». Вокруг этого образа вышит библейский текст. В откосе вшиты два четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета. Камка знамени обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга увенчано серебряным позолоченным крестом. Размеры его были таковы: длина – 3 м, высота – 1,5 м. Для ношения стяга назначалось два-три человека. Нижний конец древка был острым, что указывает на то, что знамя могло втыкаться в землю (72, 130) (18, 415).
После взятия Казани у стяга «Всемилостивейшего Спаса» был отслужен молебен, затем Иван IV приказал воздвигнуть церковь на том месте, где стояло это знамя во время боя. Это знамя участвовало в походах русских войск в XVI-XVII веках.
Обратимся теперь к характеристике еще большего знамени XVI века – «Великого стяга» Ивана Грозного». Описание его имеется в работах, к примеру, у Б.Н. Серова (65, 26), Н.А. Соболевой (72, 130-131), Е.В. Пчелова (58, 91).
Этот стяг был изготовлен по приказу Ивана Грозного в 1560 году для русских войск, которые вели войну с Ливонией (1558-1583). Площадь его составляла 12 кв. м. Скроено это знамя было косынею (с откосом снизу вверх).
Гусятников и Орлов.
А Гусятников, купчишка,
В униформе золотой,
Крадётся он исподтишка
В круг блестящий и большой.
Жихарев про этого Н. М. Гусятникова рассказывает, что он был большой англоман и только и говорил, что про графа Фёд. Гр. Орлова, который, по его словам, был человек большого природного ума, сильного характера, прост в обхождении и черезвыч ...
Борьба Коминтерна за единый рабочий фронт
После консолидации коммунистического движения центральным направлением деятельности Коминтерна был курс на завоевание масс, на создание единого пролетарского фронта. Эта политика становилась все более настоятельной, диктовалась не только необходимостью отпора наступлению капитала, но и угрозой фашизма, особенно в Италии. В декабре 1921 ...
Нормандская теория происхождения русского государства
Теория была выдвинута в XVIII веке немецким историком Миллером. Основываясь на «Повести временных лет» Миллер утверждал, что в 862 году новгородские словени пригласили князем в Новгород нормандцев Рюрика, Синиуса и Трувора
. В это время киевскими князьями стали Аскольд и Дир. ...