Гимны
Страница 7

После «Преображенского марша» на свет появился другой не менее важный гимн-марш «Гром победы, раздавайся!» А его история возникновения такова.

В царствование Екатерины II Россия одержала множество побед. В связи с этим возникла настоящая потребность в музыке, которая символизировала бы музыкальный «флаг». Именно в эту эпоху было создано музыкальное произведение под многозначительным названием «Гром победы, раздавайся!», которое стало, по сути, новым музыкальным символом России (61,31).

В декабре 1790 году русские воины под командованием А. В. Суворова взяли крепость Измаил, которая считалась неприступной. В честь этой победы Г. А. Потемкин (сподвижник Екатерины II), в апреле 1791 года организовал бал, где 300 певцов во время появления императрицы Екатерины II исполнили марш «Гром победы, раздавайся!» Текст этого марша был написан Гавриилом Романовичем Державиным (1743-1816). Он был представителем русского классицизма. Музыку к нему сочинил Осип Антонович Козловский (1757-1831). Он участвовал в войне против турок, был участником штурма Очакова (1788), там же своими музыкальными способностями обратил внимание князя Г. А. Потемкина, который поставил его во главе своей капеллы в Санкт- Петербурге. После смерти Потемкина (1791) Козловский был назначен заведующим Санкт-Петербургскими театральными оркестрами и занимал эту должность в течение 35 лет (38,93).

Козловский написал около 70 музыкальных произведений, в которых прославлялись победы русских воинов. Им была написана музыка к пяти трагедиям, в то же время он славился своими полонезами, из которых наибольшую популярность и славу приобрел «Гром победы, раздавайся!», фактически став на некоторое время неофициальным национальным гимном России. А по сути, этот марш-полонез был гимном русского дворянства: он открывал дворянские балы, звучал в парках дворянских усадеб. Поэтому дворянин Троекуров из повести А.С. Пушкина «Дубровский» часто насвистывал мелодию этого музыкального сочинения (58,117).В то же время его исполняли песельники на полях сражений под грохот оружейных залпов и стук барабанов, звон тарелок и колоколов. «Гром победы…» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за свое Отечество, воодушевляя россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников (72,179).

Гимн «Гром победы…» венчал многочисленные победы русского воина и оружия. Он стал песнью в то время, когда и наша страна достигла рассвета, когда турки в результате русско- турецкой войны (1787-1791) были разгромлены и Россия торжествовала по случаю окончательного выхода к Черному морю (58,118).

Но с воцарением Павла I, который отрицательно относится к деятельности своей матери (Екатерины II) «Гром победы…»перестали исполнять (61,31). И только через 100 лет в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский ввел мелодию этого марша в сцену прибытия на бал Екатерины II (58,118).

Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и слове «Грома победы, раздавайся!»:

ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!

(Первый российский неофициальный

гимн-марш. 1791 г.)

Музыка О. А. Козловского.

Слова Г. Р. Державина.

Грома победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрес!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздается

Днесь в подсолнечной везде;

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, мудрейшая царица!

Зри, великая жена!

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Мариинские купцы Савельевы
Одним из наиболее привлекательных объектов исторической науки в Сибири в настоящее время является семья. Она стала объектом внимания ряда обобщающих историко-демографических исследований [1], любимым занятием краеведов, составителей энциклопедических словарей и справочников, историков предпринимательства [2]. Я также отдал дань биографи ...

Власть юлия цезаря
За долгое время своей политической деятельности Юлий Цезарь совершенно определённо уяснил себе, что одним из основных зол, вызывающих тяжкую болезнь римского государственного строя, является неустойчивость, бессилие и чисто городской характер исполнительной власти, эгоистический и узкопартийный и сословный характер власти сената. С пер ...

Наградные трубы и рожки.
Кроме орденов и медалей - наград индивидуальных, в русской армии существовали и знаки отличия, предназначавшиеся за храбрость в бои целым воинским частям. В их числе были наградные серебряные трубы и рожки, наградные знамена, а также особые почетные внешние отличия, говорящие о том, что отвагу в бою проявила вся воинская часть. В 1760 г ...