По Декрету от 14 июля 1795 года «Марсельеза» была объявлена национальной песней во Франции, а с 1884 года- официальным национальным гимном Французской Республики, функционирующим и в настоящее время.
После «Марсельезы» гимн становится торжественной песней, но уже светского содержания, в отличие от предыдущих гимнов, являвшихся по большей части религиозного содержания. Светского содержания были и гимны революционных движений рабочих, прокатившихся по Европе в XIX веке.
В XIX веке в Европе произошли буржуазные революции. Именно в это время гимны стали отличаться (конечно же и под воздействием «Марсельезы») своим патриотизмом и призывали народ к сплочению и борьбе. Поэтому в этом отношении можно назвать «Гимн гарибальдийцев» А. Оливьери в Италии, «Ракоци марш» в Венгрии, «Безансон» в Бельгии, «Гей, славяне» С. Томашика в Чехии (1834). Последний в 1848 году был утвержден славянским съездом в качестве гимна славянского возрождения, братства и единства.
Теперь коснемся вопроса о возникновении «Интернационала» - вначале не государственного, а известного международного пролетарского гимна. Он был написан французским поэтом- песенником Эженом Потье (1816- 1887) в июне 1871 года под впечатлением героической обороны Парижской Коммуны. Но вначале Потье был известен в Париже как искусный рисовальщик тканей. Дела в его мастерской шли успешно. Заказчиков было много. Собратья по ремеслу считали, что в будущем Эжен мог стать состоятельным человеком. Но Потье бросил свое ремесло, вступил в I Интернационал, участвовал в его работе и на баррикадах. За участие в работе Парижской Комунны был приговорен к смертной казни. Но он бежал за границу и только перед смертью возвратился во Францию. Умирал заброшенным и нищим.
Друзья Потье собрали деньги на издание книги «Революционные песни», куда вошел и текст его «Интернационала». Эта книга вошла в свет весной 1887 года, а в ноябре этого же года Эжен Потье скончался. В гроб с его телом был положен сборник стихов «Революционные песни», где, естественно, был текст его «Интернационала».
В июне 1888 года сборник «Революционные песни» попал в руки музыканта- любителя Пьера Дегейтера (1848- 1932), жившего на севере Франции, в городе Лилле. Он был рабочим фабрики. Дегейтер нашел в этом сборнике текст «Интернационала» Эжена Потье. Вскоре им была написана музыка к тексту «Интернационала», который был впервые исполнен на празднике Союза газетчиков 23 июня 1888 года в городе Лилле. Эта дата считается годом рождения хоровой песни- гимна «Интернационал» Потье - Дегейтера.
Нами только что были рассмотрены истории возникновения четырех песней- гимнов различных стран: Голландии - «Вильгельмус Ван Нассауве», Англии - «Боже, храни короля» и Франции - «Марсельеза» и «Интернационал». Это было сделано для того, чтобы показать, что голландский гимн был первым официальным государственным в Европе. Это важно знать читателям, да и студенты часто задают вопросы о том, в какой стране и когда появился первый официальный гимн. Мелодия же английского гимна стала музыкальной основой в составлении гимна России в начале XIX века. А два указанных французских гимна стали официальными гимнами России в первой половине XX века.
А вот когда и при каких обстоятельствах некоторые из перечисленных гимнов влияли на составление гимнов или становились гимнами России в качестве официальных, будет сказано в данном пособии позже.
А теперь коснемся вопроса о гимнах нашей страны от их возникновения до настоящего времени. Данный вопрос рассматривали Н. А. Соболева (72,173-177), В. В. Крутов (38,29), Е. В. Пчелов (58,112), В. К. Романовский (61,30).
В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. А богослужебное пение на Руси пришло из Византии после крещения в 988 году. Музыкальными инструментами Древней Руси, как об этом записано в летописях, являлись «бубны, трубы, сопелки». В подтверждение этих фактов можно привести следующие данные: в Липецкой битве, произошедшей в 1216 году, у Юрия Долгорукова имелось 140 труб и бубнов. В этой же битве новгородцы выставили 60 труб, а владимиро -суздальцы – 40 труб и 40 бубнов. Нет никаких сомнений в том, что под указанные инструменты осуществлялось песнопение в те далекие времена как среди военных, так и гражданского населения. В России в ответственные минуты русской истории исполнялись православные молитвы из церковного обихода. Например, в «Повести временных лет» (XII в.) имеется прославление в честь Иисуса Христа: «… пойте Господа, благословляйте его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо Господь и достохвален». А в «Слове о полку Игореве» содержались строки, восславляющие молодых воинов и их князя: «Молодых теперь настало время славить нам //…Здравь будь князь и вся дружина здрава! // Слава князьям, и дружине слава! Аминь»
Гербъ рода князей Голицыныхъ
Щит разделен горизонтально на две равные части. В верхней части в красном поле изображен герб Литовский, а на нем имеется воин, скачущий на белой лошади с поднятым вверх мечом.
Нижняя часть разделена перпендикулярно на две части: в правом серебряном поле помещен герб Новгородский, на котором имеется стул малинового цвета, на кот ...
Июль–октябрь 1917 года
С апреля по июль авторитет Временного правительства резко падает. Складывается ситуация двоевластия
, когда формально власть принадлежит Правительству, а реально властью обладает Петросовет. 4 июля в Петрограде расстреляна мирная демонстрация. Пытаясь решить проблему двоевластия, Правительство запрещает деятельность Петросовета, большев ...
Эволюция производств.архивов в США в 17-19 в
В раннеиндустриальный период смешанный характер собирания документов. Отсутствие какой-либо явной специализации и профильности по видам деятельности, отраслевым признакам или функциям. Основой всему по-прежнему являлся семейный архив фермера с соответствующим составом и содержанием хранящихся в нем материалов. К 40-м годам XIX в., когда ...