Гимны
Страница 5

Вплоть до конца XVII в. в России звучала церковная музыка во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн. Какое духовное песнопение чаще всего исполнялось на государственных церемониях, сказать трудно из-за отсутствия специальных исследований. Однако известно, что в 1479 г., в год освящения Успенского собора, был создан профессиональный хор «Государевых певчих дьяков». В XV- XVII вв. хор пел православные духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников и событий общегосударственного значения (71,66).

Впоследствии церковное песнопение развивалось и совершенствовалось. Уже в XVI веке в нашей стране появились торжественные канты, которые являлись разновидностью гимнов. Канты писались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства, в монастырях. И они совершенствовались - вскоре они стали по содержанию светскими и составлялись на патриотические и лирические темы, т. е. тематика их изменялась. При Петре I появились «виватные канты» - по сути, светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. «Виватные канты» исполнялись в честь побед Петра на суше и на море. Среди таких кантов были и такие, как «Виват, Россия, именем преславна» и «Радуйся, российский орле двоеглавый».

Кроме виватных кантов в XVIII веке в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». Этот гимн вместе с соборными и певчими пел, преклонив колена Петр I в 1721 году по случаю Ништадтского мира со Швецией (1700-1721). Гимн «Тебя, Бога, хвалим» исполнялся во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских царей.

В XVIII веке появились трехголосные хоровые канты. У них расширялась тематика - появляются патриотические, лирические, любовные, бытовые канты. Конечно, после того, как канты приобрели светский характер, естественно, они стали исполняться различными слоями населения, прежде всего городского.

В свое время Петр Великий внес много изменений не только в жизнь, но и в музыку. Но в начале своей государственной деятельности он был равнодушным к музыке, недооценивал ее как вид искусства. В то же время Петр I очень ценил религиозную музыку, даже сам нередко пел на клиросе. Но после того, как он побывал за границей, музыка для него стала важной в его личной и государственной жизни. В то же время, как в отрочестве, так и в период его царствования, ему приходилось слушать музыку от иностранных дипломатов, приезжавших в Москву, привозя иногда с собой даже оркестры. А позже он проявлял личную заинтересованность и инициативу в приобретении музыкальных инструментов. Например, в 1699 году Петр I купил за границей оркестр гобоистов, так понравившийся ему.

Известно, что Петр Великий много времени уделял развитию военной музыки. Благодаря ему вскоре в составе русских военных оркестров появились гобоисты, флейтисты, литавристы, трубачи - правда, в ограниченном количестве. Например, в 1700 году в армии Петра имелось всего лишь 6 иностранных трубачей. Правда, во время Полтавской битвы, состоявшейся в 1709 году, Петру удалось захватить в качестве трофеев военные оркестры с различными музыкальными инструментами, ранее принадлежавшими армии шведского короля Карла XII.

С целью развития военной музыки в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. А с 1722 года было решено: все полки русской армии должны были в обязательном порядке иметь свои оркестры. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша они устремлялись в штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.

В царствование Петра I появились условия, потребности и возможности для возникновения гимна. Это было как бы ответом на развитие музыки в стране «до» и «во» время царствования Петра Великого. И результат не замедлил появиться: в первой четверти XVIII века появился «Преображенский марш» одноименного полка петровских времен. Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. Они участвовали во многих войнах синостранными государствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ранние годы
Чан Кайши родился в местечке Сикоу уезда Фэнхуа провинции Чжэцзян, примерно в 40 километрах от портового города Нинбо, расположенного южнее Шанхая. Согласно записям в книге семейной летописи он принадлежал к 28-му поколению рода Цзян, берущему начало от потомков Чжоу-гуна (мудрого правителя, которым восхищался сам Конфуций). Семья Чан К ...

Уе­ди­нён­ное со­зер­ца­ние
Дос­то­вер­ных скульп­тур Ле­о­нар­до да Вин­чи не со­хра­ни­лось со­всем. За­то мы рас­по­ла­га­ем ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом его ри­сун­ков. Это или от­дель­ные лис­ты, пред­став­ляю­щие со­бой за­кон­чен­ные гра­фи­че­ские про­из­ве­де­ния, или ча­ще все­го на­бро­ски, че­ре­дую­щие­ся с его за­пи­ся­ми. Ле­о­нар­до ри­со­вал не толь ...

Все­по­гло­щаю­щее стрем­ле­ние к ис­ти­не
Гер­цен очень хо­ро­шо ска­зал о под­виж­ни­ках юной нау­ки эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рые в борь­бе с пе­ре­жит­ка­ми сред­не­ве­ко­вья от­кры­ли че­ло­ве­че­ско­му уму но­вые го­ри­зон­ты: «Глав­ный ха­рак­тер этих ве­ли­ких дея­те­лей со­сто­ит в жи­вом, вер­ном чув­ст­ве тес­но­ты, не­удов­ле­тво­рен­но­сти в замк­ну­том кру­ге ...