В XV- XVI веках возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами, т. е. гимн выходит за рамки культовых песнопений и используется не только в церкви, но и в светской среде. Именно в это время торжественным песнопением сопровождаются выходы государей и их приближенных, не только церковных иерархов. На основе этих гимнов позже складывались государственные и иные гимны.
Мы коснулись истории возникновения церковных гимнов. А ведь существуют и другие типы гимнов - государственные, военные, революционные, гимны национальных и международных организаций, в честь какого- либо события, героя, учреждения (гимн СГУ), предприятия и др. Они играют огромную роль в общественно- политической жизни страны, являясь одним из средств массовой агитации, мобилизующей и организующей силой.
А теперь коснемся вопроса возникновения и эволюции светских, гражданских, национальных гимнов зарубежных стран и нашего государства- в первую очередь, т. к. гимны России являются объектом нашего исследования. Но связь наших гимнов с гимнами зарубежных стран велика.
В России гимны появились позже, чем в других зарубежных странах. В этом плане Россия была как бы преемницей гимнов зарубежных стран, наполняя их своим содержанием.
Здесь мы подходим к вопросу о возникновении гимнов в начале в форме песни, воодушевляющей на борьбу, а потом в значении национальных ( государственных).
Е. В. Герцман (19, 136), Н.А. Соболева и В.А.Артамонов (60,61) утверждают, что нередко значение гимна приобретали песни, которые появились в ходе революционной и национально-освободительной борьбы, когда они приобретали широкую популярность и прославляли какую-либо идею, героя, знаменательное историческое событие и т.п. Далее они пояснили, что гимны различных стран создавались на неодинаковой основе и, естественно, несли различные идеи и вызывали различные эмоции. Например, лирико-эпическая чешская песня «Где Родина моя?» (1834) воспевала любовь к прекрасной уютной и малой Чехии того времени, французская «Марсельеза» (1792), «Еще Польша не погибла» (1797), «Гимн гарибальдийцев» (1848), «Еще Украина невмерла», звали к защите страны, а русский гимн «Гром победы, раздавайся» (1791) вселял радость, неустрашимость и гордость за российскую державу и др.
Далее Н.А. Соболева (72, 170) дополняет только что сказанное: в XV- XVI веках возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. В это время появляются прекрасные гимны – песни , которые вдохновляли людей на бой. К ним относились: «Кто они, божьи воины»- гимн гуситов в Чехии, «Господь, твердыня наша» - песня времен Крестьянской войны в Германии.
Все перечисленные гимны- песни не были национальными и государственными, они существовали в небольшой части населения, той части людей соответствующих стран, которые участвовали в национально-освободительной борьбе и, естественно, выражали интересы именно их.
Начиная с XVII века, появляются национальные гимны торжественного происхождения и исполняемые при всех официальных мероприятиях страны. Именно они выражали национальные идеи и интересы всей нации соответствующего государства.
С борьбой за независимость связано появление многих теперь уже национальных гимнов. Об этом писали Н. А. Соболева (72,170) и Е. В. Пчелов (58,111). В начале XVI века в Голландии (впоследствии одной из провинций Нидерландов) началась национально-освободительная борьба против испанского владычества. Эта борьба закончилась успехом: Голландия стала независимой от Испании (1648). Возглавлял борьбу Вильгельм Оранский (Нассаукий). Вот в честь его и была сложена песня «Вильгельмус Ван Нассауве».Эта песня со временем стала гимном всего государства (после объединения всех провинций в одно государство под названием Нидерланды). Именно этот гимн считается первым гимном в Европе.
Политика «самоусиления» (1861-1895 гг.)
После поражения во второй «опиумной войне», в правящих кругах Китая возникла потребность еще раз попытаться найти выход из создавшейся неблагоприятной ситуации, грозившей превратить это крупнейшее государство Востока в жалкий придаток западных держав. В результате была выработана новая линия развития, получившая в историографии название ...
Иконопись
В XIV–XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек
, оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев
. Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамм ...
Гуситские войны. «Табориты»
Феодальная раздробленность германии и Чехии была закреплена «Золотой Буллой» изданной Германским императором и Чешским королем Карлом IV 1356 г., согласно этому документу император германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признание земли закрепленной в их владениях и обязыв ...